+7 (812) 577-78-43
2-й Инженерный мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 19,35 м
Водная преграда: Воскресенский канал
Архитекторы: А.Л. Ротач (реставрация)
Год открытия: 1826
Назначение: Автомобильные, Пешеходные
Ширина моста: 14,3 м
Инженеры: П.П. Базен, Э.К. Клапейрон
2-й Инженерный мост на карте
Характеристики моста
2-й Инженерный мост перекинут через засыпанную часть Воскресенского канала в створе набережной реки Фонтанки у Михайловского (Инженерного) замка. Его длина — 19,35 метров, длина по задним граням устоев – 17,8 метров, ширина — 14,3 метра, ширина по осям перил – 10 метров, ширина по карнизу – 11 метров.
По конструкции это однопролетный каменный мост. Пролётное строение представляет собой кирпичный свод в виде бесшарнирной арки, облицованный гранитом. Устои моста бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом.
Перильное ограждение – чугунные решетки художественного литья с накладной арматурой из воинских атрибутов, расположенные между гранитными тумбами. На въездах моста — четыре торшера в виде пучков копий, соединенных переплетающимися венками, на них укреплены шестигранные фонари.
История моста
Воскресенский канал, через который перекинут мост, является частью системы каналов, окружавших Михайловский замок. Вокруг замка, построенного в 1797–1800 годах по проекту архитекторов Василия Баженова и Винченцо Бренна, были прорыты Плац-канал, Церковный канал и Воскресенский канал. Последний проходил вдоль южного фасада замка. Он вытекал из реки Фонтанки, соединялся с прудами Михайловского сада и далее по кирпичной трубе впадал в реку Мойку. Канал был судоходным и имел каменные набережные.
В первой четверти XIX века, вдоль набережной Фонтанки был устроен сквозной проезд, и в 1824–1826 годах через Воскресенский канал перекинули однопролетный каменный арочный мост, сооруженный по проекту инженеров П.П. Базена и Э.К. Клапейрона.
Архитектурный декор моста — облицовка фасадов, решетки перил, торшеры с фонарями — напоминал архитектурное убранство 1-го Инженерного моста, сооруженного по проекту тех же инженеров годом раньше. Свое название мост также получил по Инженерному (Михайловскому) замку.
В 1879–1882 годах Воскресенский канал был засыпан, но мост сохранился в неизменном виде, только пролет с верховой стороны зашили металлическими листами.
Переправа пострадала в годы ленинградской блокады: были утрачены торшеры с фонарями, повреждены перила и гранитные парапеты на открылках моста. Реставрационные работы по восстановлению декора переправы были выполнены в 1955 году. По проекту архитектора А.Л. Ротача силами «Ленмосттреста» отремонтированы перильные ограждения и гранитные парапеты, воссозданы торшеры, а позднее — шестигранные фонари.
В 1983 году был выполнен ремонт гранитного бордюра, отделяющего тротуар от проезжей части, в 1991 году отреставрировали перила моста, в 1994 году — торшеры с фонарями. Демонтированы металлические листы, закрывавшие пролет моста с верховой стороны.
В 1995 году произведен частичный ремонт каменного свода, гидроизоляции, выправлены тротуарные гранитные плиты и бордюрное ограждение. Все гранитные поверхности очищены пескоструем. В 1999 году заменена гидроизоляция на проезжей части.
Последний по времени косметический ремонт переправы был выполнен весной 2018 года, в ходе которого обновили позолоту торшеров.
Дополнительная информация
Мост входит в список объектов культурного наследия России федерального значения.
Инженерный (Михайловский) замок, давший имя 1-му и 2-му Инженерным мостам, — выдающийся архитектурный памятник, завершающий историю петербургского зодчества XVIII века. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу.
1 февраля 1801 года Павел I и его семья переехали в новый дворец. Однако император прожил здесь всего 47 дней: в ночь на 12 марта он был убит заговорщиками.
В 1820 году здание замка было передано Главному Инженерному училищу и в феврале 1823 года оно получило новое название — Инженерный замок. В 1991 году вошел в состав Государственного Русского музея.