+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Общая длина: 239 м

Водная преграда: р. Малая Нева

Архитекторы: Л.А. Носков, П.А. Арешев

Год открытия: 1960

Инженеры: В.В. Демченко, Б.Б. Левин

Ширина моста: 27,3 м

Биржевой мост на карте

Аудиоэкскурсия «Биржевой мост»

Характеристики моста

Биржевой мост через Малую Неву соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной.

Это пятипролетный металлический мост откатно-раскрывающейся системы с разводным пролетом посередине. Разводный пролет — металлический цельносварной двукрылый с неподвижной осью вращения. Противовесы закреплены на шарнирах.  Разводится Биржевой мост с помощью электромеханического привода. Это один из немногих разводных мостов в Санкт-Петербурге, где остался подобный механизм, большинство мостов уже перешли на современную гидравлическую систему. Пульт управления находится в левобережной опоре разводного пролета.

Разводной механизм Биржевого моста не имеет аналогов в мире: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы розовым гранитом.

На чугунных решетках перильного ограждения изображены трезубцы древнеримского бога Нептуна. Они подчеркивают статус Санкт-Петербурга как морской столицы России.

История моста

Стрелка Васильевского острова, где Нева делится на две части — Большая и Малая, со времен Петра I использовалась как пристань Торгового порта. Позднее Торговый порт переехал с Кронверкской протоки в устье Малой Невы. Пока существовал торговый порт на Стрелке, наплавные мосты на Малой Неве долго не строили — они мешали движению судов.

Только в 1894 году по проекту инженера Николая Мазурова был сооружен деревянный 25-пролетный мост через Малую Неву. Переправу открыли 27 марта (9 апреля по новому стилю) 1894 года. Длина моста составила 326 метров, ширина — 21 метр. Посередине моста устроили двукрылый разводной пролет для пропуска судов. Разводился мост при помощи ручных лебедок.

Трасса моста проходила выше по течению, по оси Зоологического переулка.

В 1917 мост капитально отремонтировали. Более 30 лет он оставался деревянным, время от времени его ремонтировали в дереве. В 1930 году, при очередном капремонте, деревянные рамы разводного пролета были заменены на металлические. Ручные лебедки тогда же заменили электрическими механизмами.

В октябре 1918 года Биржевой мост переименовали в мост Строителей.

После войны, в 1947 году, мост перестроили. Постоянные пролетные строения стали металлическими, ширина уменьшилась с 21 до 18 метров. Опоры и проезжая часть остались деревянными.

Автомобильное движение на мосту Строителей росло, а деревянные части быстро подгнивали. К тому же весной 1957 года опоры были сильно повреждены ледоходом. Необходимо было как можно скорее построить новый металлический мост.

Проект моста был разработан еще в 1940 году, но тогда его реализации помешала война. Наконец, в 1960 году по проекту Льва Носкова и Петра Арешева был сооружен новый мост Строителей. Ось моста переместили на 70 метров вниз по течению Малой Невы.

При реконструкции в 1960 году длина моста сократилась, а ширина, наоборот, увеличилась. Параметры нового Биржевого моста максимально приближены к параметрам Дворцового. Теперь оба имеют по 5 пролетов и почти одинаковую ширину речных быков. Таким образом, Стрелка Васильевского острова получила свое симметричное завершение.

При реконструкции Биржевого моста была обновлена планировка всех прилегающих территорий, как со стороны Петроградской стороны, так и со стороны Васильевского острова. Изменился облик набережной Макарова — причальная стена, которая существовала еще со времен Торгового порта, была перестроена. С Петроградской стороны при въезде на мост был засыпан небольшой мелководный залив, создана предмостная площадь, которая с 2006 года носит имя академика Д.С. Лихачева.

В 1989 году Биржевому мосту вернули историческое название.

В 1997 году с моста сняли трамвайные рельсы.

В 2014 году на Биржевом мосту была создана современная ночная подсветка.

1 октября 2021 года начались работы по капитальному ремонту Биржевого моста — переправа была полностью закрыта для движения автотранспорта и пешеходов. В состоянии моста, построенного в 1960 году, были зафиксированы многочисленные дефекты и повреждения, которые мешали его безопасной эксплуатации.

Капитальный ремонт, выполненный по проекту АО «Гипростроймост Санкт-Петербург» силами АО «ПО «Возрождение», включал в себя ремонт разводных и стационарных пролетных строений; замену механизмов разводного пролётного строения; замену асфальтобетонного покрытия и перильного ограждения.

Ремонт Биржевого моста — один из крупнейших реализованных проектов в историческом центре города за последние годы. Строителям потребовалось:

  • изготовить, смонтировать и окрасить более 900 тонн новых металлоконструкций пролетных строений;
  • изготовить новые короба противовесов весом почти 100 тонн и заполнить их отливками из 1616,7 тонн чугуна и 471,3 тонн свинца;
  • отремонтировать 700 кв. м. гранитной облицовки и бетонных поверхностей опор;
  • отлить и установить на свое место 26,4 тонны декоративных чугунных карнизов;
  • установить более 500 кв. м. новых гранитных и металлических ограждений;
  • смонтировать 16 новых фонарей;
  • уложить более 8000 кв. м. асфальтобетонного дорожного покрытия на мосту и подходах к нему.

До капитального ремонта Биржевой мост разводился с помощью устаревшего электромеханического привода. Сейчас его заменили гидроцилиндры. Современное оборудование изменило скорость разводки – если до ремонта Биржевой мост разводился в течение 9 минут, то после ремонта его крылья будут распахиваться до угла 62 градуса за 3,5 минуты. Вес крыльев переправы при разводке компенсируют 4 противовеса по 620 тонн каждый.

При этом остался неизменным уникальный принцип работы разводного пролета: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку.

Демонтированный в ходе ремонта старый пульт управления разводкой переправы был передан в дар Музею мостов. Теперь почувствовать себя в роли механика Биржевого моста может каждый посетитель музея.

29 сентября 2022 года в один из противовесов разводного крыла Биржевого моста торжественно заложили капсулу с посланием потомкам. В капсулу также положили часы, по которым сверяли время механики Биржевого моста во время разводки до начала капитального ремонта переправы. На противовесе помещена памятная латунная табличка, которая указывает место размещения капсулы.

Движение по обновленному Биржевому мосту открылось 30 ноября 2022 года, а 27 мая 2023 года, к 320-летию Санкт-Петербурга, на переправе были полностью завершены все строительно-монтажные работы.

Дополнительная информация

Биржевой мост можно увидеть во многих фильмах о Санкт-Петербурге. Например, в «Невероятных приключениях итальянцев в России» под мостом — тогда еще Строителей — проходит теплоход, и на крыле моста, согласно сценарию, повис персонаж актера Андрея Миронова. Именно этот мост часто показывают в кинофильмах, когда действие фильма происходит на Дворцовом: они очень похожи, но на Биржевом намного легче перекрыть движение на время съемок.

С моста открывается самая впечатляющая панорама на Неву, Дворцовую набережную и Петропавловскую крепость. Это один из красивейших видов в Северной Венеции.

Биржевой мост - Видео