+7 (812) 577-78-43
Казанский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 17,35 м
Водная преграда: Канал Грибоедова
Архитекторы: Луиджи Руска
Год открытия: 1766
Инженеры: В.И. Назимов, И.М. Голенищев-Кутузов
Ширина моста: 95,5 м
Казанский мост на карте
Характеристики моста
Казанский мост перекинут через канал Грибоедова в створе Невского проспекта, соединяя Казанский и Спасский острова. Длина переправы — 17,35 метров, длина по задним граням устоев – 15,8 метров, ширина — 95 метров, ширина пролетного строения с карнизами – 98,2 метра, ширина моста с открылками – 99 метра. Это третий по ширине мост в Петербурге после Синего и Аптекарского мостов.
Пролетное строение представляет собой однопролетный кирпичный свод с арками, облицованными гранитом. Устои бутовой кладки также облицованы гранитом. Перильное ограждение представляет собой гранитный парапет. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком с верховой стороны островком безопасности, с низовой стороны ограждения у тротуара нет.
История моста
С 1716 года в створе Невской перспективы существовал деревянный мост через речку Кривушу. В 1737 году мост получил имя Рождественский по расположенной рядом церкви Рождества Богородицы. Со второй половины XVIII века Рождественскую церковь стали называть Казанской — по чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери. Такое же наименование закрепилось и за новым каменным мостом, построе6нным в 1766 году.
В 1764-1783 годах по руслу Кривуши проложили Екатерининский канал, получивший название в честь императрицы Екатерины II. В 1766 году старая переправа была заменена на новую каменную однопролётную сводчатую. Строительными работами руководил И. М. Голенищев-Кутузов, отец знаменитого военачальника. Проект нового моста создал инженер В.И. Назимов. На время создания новой переправы временный мост был построен за Казанским собором, из-за чего проезжающим по Невскому проспекту приходилось делать изрядный крюк.
В 1805-1806 годах, в связи с постройкой Казанского собора и перепланировкой участка, примыкающего к Невскому проспекту, мост перестроили, предположительно, по проекту архитектора Л.И. Руска. Мост расширили до 95 м, а его длина составила 17,5м. Конструктивная схема моста осталась прежней, но отметки пят были понижены, благодаря чему мост стал более пологим. Были ликвидированы лестничные спуски с моста. Арки имеют очертание параболической кривой без замковых камней. Чугунное ограждение на мосту заменили на сплошной гранитный парапет.
В 1880 году на мосту были уложены рельсы конно-железной дороги, а на тротуарах уложены гранитные плиты.
В 1912 году при обследовании моста было обнаружено разрушение кирпичного свода, который не имел изоляции.
В 1934 году были произведены работы по торкретированию кирпичного свода.
Последний по времени капитальный ремонт Казанского моста был произведён в 1999-2003 годах по проекту института «Ленметрогипротранс»; рабочую документацию выполнили специалисты ЗАО «Стройпроект». Проект предусматривал усиление кирпичного свода моста, укрепление бутовой кладки устоев, устройство гидроизоляции. Из-за необычайной ширины переправы при ее ремонте использованы конструкции и технологии, обычно применяемые в строительстве подземных сооружений, в т.ч. метрополитена. Большую проблему строителям создали инженерные коммуникации в проезжей части Невского проспекта. Из 45 пар телефонных кабелей, лежащих в арке Казанского моста, самая старая датировалась 1910 годом. Тревожить их при укладке гидроизоляции было нельзя, поэтому она была уложена не на сам свод, а в проезжую часть проспекта.
Дополнительная информация
Казанский мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России федерального значения.
Рядом с мостом расположен один из главных православных храмов Санкт-Петербурга и выдающийся памятник русской архитектуры — Казанский собор, построенный в 1811 году по проекту архитектора А.Н. Воронихина.
Сегодня Казанский мост, охраняемый государством как ценный исторический и архитектурный памятник, является излюбленным местом паломничества туристов. По обеим сторонам моста имеются спуски к воде, откуда отправляются на речные прогулки экскурсионные катера.