+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Кокушкин мост

Россия, Санкт-Петербург
Кокушкин мост

Общая длина: 21,3 м

Водная преграда: Канал Грибоедова

Архитекторы: Л.А. Носков

Год открытия: 1768, 1946 (современный)

Инженеры: Б.Б. Левин

Ширина моста: 13,7 м

Кокушкин мост на карте

Характеристики моста

Кокушкин мост расположен в створе Столярного и Кокушкина переулков, соединяя Казанский и Спасский острова.  Это однопролетный металлический мост длиной 21,3 метра и шириной 13,7 метров. Пролетное строение состоит из 8 клёпаных двутавровых балок со сплошной стенкой, по верху которых уложена железобетонная плита проезжей части. Фасады пролетного строения декорированы литыми чугунными  барельефами.

Устои моста — из монолитного железобетона на свайном основании, выдвинуты в русло канала и облицованы гранитом. Покрытие проезжей части — диабазовая брусчатка, на тротуарах — асфальтобетон. Перильное ограждение — чугунное художественного литья.

История моста

Название мост и переулок получили от кабака, который в середине XVIII века находился на углу этого переулка и Садовой улицы, и принадлежал купцу Кокушкину.

Кокушкин мост, как большинство мостов через канал Грибоедова, первоначально соорудили в дереве в конце XVIII века, в период строительства подпорных стенок набережных Екатерининского канала (ныне Грибоедова). В 1840 году мост представлял собой однопролетную переправу на каменных устоях, облицованных гранитом, с деревянным балочным пролетным строением.

В 1872 году был произведен ремонт моста без изменения конструктивных элементов и внешнего вида. Мост неоднократно ремонтировался и сохранился в таком виде до 1946 года.

В 1946 году по проекту инженера Б.Б. Левина мост перестроили в однопролетный, металлический, балочно-разрезной системы с железобетонной плитой проезжей части. Покрытие на проезжей части –диабазовое мощение, на тротуарах – песчаный асфальт, а на открылках – гранитные плиты. Старые опоры полностью разобрали, а в основание забили по 170 новых деревянных свай диаметром 26 см. Устои моста – массивные, бетонные, на свайном основании, облицованы гранитом. Пролетное строение состоит из 8 двутавровых сварных балок. По их верхним поясам уложена железобетонная плита толщиной 14 см.

Дополнительная информация

Кокушкин мост можно назвать одним из самых «литературных» мостов Санкт-Петербурга — он многократно фигурирует в произведениях и биографиях русских классиков. Самое известное упоминание моста — в эпиграмме А.С. Пушкина 1829 года на иллюстрацию А.В. Нотбека к отрывку из романа «Евгений Онегин»:

Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись … о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосье Онегиным стоит...

В 1829–1831 годах у Кокушкина моста на углу Столярной улицы и набережной Екатерининского канала жил Н.В. Гоголь. Здесь он работал над циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это место упоминается в повести «Записки сумасшедшего». Также с Кокушкина моста начинается действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Мост притягивал к себе внимание многих писателей, что кажется даже мистическим. Подтверждением этому становится заявление заслуженного геолога России, кандидата геолого-минералогических наук Е.К.Мельникова, который утверждает, что под землей Петербурга насчитывается, по меньшей мере, 25 геоактивных зон, отрицательно влияющих на самочувствие, поведение и творческую энергию человека при длительном пребывании в этой зоне. Одна из подобных зон располагается в районе Сенной. Геологический разлом идет от этой площади до канала Грибоедова и далее по нему до Вознесенского проспекта. Затем, поворачивая на Вознесенский, разлом проходит до улицы Декабристов, и следует обратно, до Сенной, образуя тем самым своего рода «Бермудский треугольник» Петербурга. В него целиком помещается весь «Петербург Достоевского» — район, где происходит действие большинства произведений русского писателя, — в том числе и Кокушкин мост.