+7 (812) 577-78-43
Прачечный мост
Категория: Автомобильные мосты
Ширина моста: 20,6 м
Водная преграда: р. Фонтанка
Общая длина: 40,9 м
Год открытия: 1769
Архитекторы: И.Л. Росси, Т.И. Насонов
Прачечный мост на карте
Характеристики моста
Прачечный мост расположен по оси Дворцовой набережной у истока реки Фонтанки, соединяя 1-й Адмиралтейский остров с Безымянным островом и Дворцовую набережную с набережной Кутузова.
Мост трехпролетный, каменный, арочный, его длина — 40,9 метров, длина по задним граням устоев – 39,2 метров, ширина — 20,6 метров, ширина по карнизу – 15,7 метров. Пролетное строение представляет собой бесшарнирную арку, это сплошной криволинейный каменный свод, облицованный гранитом. Средняя арка шире и выше симметричных боковых арок. Устои и опоры каменные на свайном основании, облицованы гранитом. Над промежуточными опорами для облегчения каменной кладки созданы овальные люкарны (отверстия) которые облегчают каменную кладку моста.
Перильное ограждение — сплошной гранитный парапет. На тротуарах уложены гранитные плиты. Проезжая часть отделена от тротуара гранитным поребриком. Тротуары открылков с четырёх сторон имеют по десять ступеней для перехода на уровень набережных.
История моста
Прачечный —один из первых каменных мостов в Петербурге. Это не просто мост, а архитектурное творение своего времени. Его создание пришлось на тот период, когда барокко уступило место классицизму. Набережные одевали камнем и облицовывали гранитом, перестраивали в камне и мосты в центре Петербурга.
Первоначальный проект, составленный в 1762 г., предусматривал строительство трехпролетного каменного моста с деревянным разводным пролетом. Однако в окончательном проекте набережной мост стал неразводным.
Соооружен мост в период 1766-1769 гг. по проекту архитектора И.Л. Росси и «квадраторного дел мастера» Т.И. Насонова, одновременно с постройкой гранитных набережных у Летнего сада. Свое название мост получил благодаря близости к дворцовым прачечным, находившимся на углу Сергиевской улицы (ныне ул. Чайковского).
Мост трехпролетный, каменный, арочный. Пролетные строения по системе — бесшарнирная арка, а по конструкции — сплошной каменный свод, очерченный по коробовой кривой, облицованный гранитом. Средняя арка шире и выше симметричных боковых арок. Устои и опоры каменные, облицовка гранитом на свайном основании.
В 1908 году при обследовании моста были обнаружены значительные деформации в связи с просадкой опор. Результаты обследования водолазами свайного основания показали, что его деформации привели к оседанию среднего пролета, раскрытию швов в парапетах (из-за чего они потеряли свои прежние формы), образованию трещин в левой речной опоре и т. д.
Однако капитальный ремонт моста был выполнен лишь в 1926 году по проекту инженера Б.Д. Васильева. Переправу оградили перемычками со стороны Невы и Фонтанки и откачали воду. Свайное основание речных опор было укреплено бетонной подушкой. Ледорезы переложили заново, дополнительно укрепив подводные части деревянной обшивкой и брусьями. В швы кладки был нагнетен под давлением цементный раствор.
После ремонта архитектурный облик и конструкция моста практически не изменились, только «горбатый» уклон проезжей части был несколько смягчен.
Дополнительная информация
Прачечный мост расположен в самом сердце исторического центра Санкт-Петербурга, у Летнего сада. Его первоначальный архитектурный облик сохранился до настоящего времени. Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России.
С информацией о мосте, как объекте культурного наследия, также можно ознакомиться на сайте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга федерального значения.