+7 (812) 577-78-43
Семеновский мост
Категория: Автомобильные мосты
Ширина моста: 20,1 м
Водная преграда: р. Фонтанка
Общая длина: 54 м
Год открытия: 1738 (деревянный), 1788 (с башнями), 1857 (современный)
Инженеры: Жан-Родольф Перроне (мост с башнями) Ф.И. Энрольд (современный)
Семеновский мост на карте
Характеристики моста
Семеновской мост перекинут через реку Фонтанку в створе Гороховой улицы. Это трехпролетное сооружение, его длина составляет 54 метра, ширина —20,1 метров. Пролетное строение металлическое сварное балочно-неразрезной системы. Устои и опоры каменные. Перильное ограждение чугунное художественного литья, на устоях — гранитный парапет. Покрытие моста асфальтобетонное по ортотропной плите
Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком.
История моста
С 1717 года чуть ниже по течению от Гороховой улицы, которой тогда не существовало, на некоторых планах Санкт-Петербурга был обозначен наплавной мост. Постоянная переправа на нынешнем месте Семеновского моста, деревянная на свайных опорах, была построена в 1738 году.
Название Семёновского моста связано с некогда располагавшимися поблизости казармами лейб-гвардии Семёновского полка. Такое же название (Семёновская) носит предмостная полукруглая площадь.
Со строительством гранитных набережных в 1785-1788 годах мост перестроен в трехпролетный с каменными береговыми сводами и средним подъемным пролетом с башнями на промежуточных опорах – по типу каменных башенных мостов через Фонтанку (Ломоносов, Аничков, Симеоновский – нынешний Белинского, Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин мосты). В наше время сохранились только два таких моста через Фонтанку: мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост.
В 1856-1857 годах ввиду ветхости кладки в опорах и сводах была произведена перестройка моста по проекту инженера Ф.И. Энрольда. Башни были разобраны, опоры переложены, пролёты впервые в Петербурге перекрыты металлическими балками со сплошными стенками.
В 1936 году при освидетельствовании выяснилось, что опоры моста значительно деформировались, а металлические балки пролетного строения подверглись сильной коррозии в пределах опор.
В 1949 году по проекту инженера «Дормостпроекта» П. В. Баженова и архитектора Л. А. Носкова был произведен капитальный ремонт моста. Опоры моста частично переложили до уровня воды, подводную часть отремонтировали, применив инъекцию бетона. Пролетное строение заменили новым металлическим. Тротуары были вынесены на консоли, установлено новое перильное ограждение художественного литья.
В 1988 году железобетонный поребрик, отделяющий тротуары от проезжей части заменили гранитным. В 2011 году на мосту произведена замена деформационных швов.
Дополнительная информация
Семеновский мост обрамляет одноименная предмостная площадь, состоящая из двух частей: на правом берегу она прямоугольной формы, на левом — полукруглая. Архитектурный ансамбль Семеновской площади в его существующем виде сложился в 30-х годах XIX века, однако размеры и конфигурацию площади наметил еще в 1769 году архитектор А.В. Квасов, разработавший проект планировки района между набережными Мойки и Фонтанки.
Семеновский лейб-гвардии полк, чье имя получили и мост, и площадь, был сформирован Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семеновском. Полк участвовал во всех знаменитых сражениях русского войска, в том числе в Полтавской битве и в Отечественной войне 1812 года.