+7 (812) 577-78-43
Смежный мост
Категория: Автомобильные мосты
Ширина моста: 15,3 м
Водная преграда: Крюков канал
Общая длина: 27 м
Год открытия: 1787 (деревянный),1964 (современный)
Инженеры: Е.Е. Розенфельд
Смежный мост на карте
Характеристики моста
Смежный мост перекинут через Крюков канал в месте его слияния с рекой Фонтанкой. Это трехпролетный металлический балочно-разрезной системы. Длина моста — 27 метров, ширина — 15,3 метра. Под плитой проезжей части уложены трубы теплопровода.
Устои и опоры моста железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом и расположены на одной линии со стенкой набережной реки Фонтанки. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком. Для перехода с тротуаров на уровень набережных устроены лестничные сходы. Проезжая часть – железобетонная плита с асфальтобетонным покрытием.
Перильное ограждение — металлическое с простым, но необычным рисунком в виде двух скрещенных якорей. В отличие от большинства петербургских мостов, расположенных по оси набережных, узор перил Смежного моста не совпадает с узором перил набережной Фонтанки.
История моста
Первый постоянный деревянный мост в этом месте был сооружен в 1783–1787 годах по типовому проекту, разработанному для мостов Крюкова канала. Переправа соединила Спасский и Покровский острова в историческом районе Коломна. Это был трехпролетный деревянный мост на каменных опорах, облицованных гранитом. Боковые пролеты балочные, центральный пролет — разводной подъемного типа.
Название Смежный мост известно с 1820 года и связано с тем, что переправа соединяет две части набережной Фонтанки. В XIX веке она также успела побывать Никольским Набережным мостом (в 1821–1822 годах) и Соединительным (в 1849–1875 годах).
В 1800—1810 годах разводное пролетное строение Смежного моста заменили постоянным деревянным, балочным. В 1867 году мост капитально отремонтировали в дереве.
В 1888 году мост был перестроен, деревянное пролетное строение заменено металлическим. Реконструкция проводилась в сухом котловане: часть Крюкова канала отделили двумя поперечными перемычками и откачали воду. Рядом соорудили временный мост. Во время ремонта были ликвидированы фигурные гранитные обелиски с фонарями над речными опорами.
К 1940 году, когда значительно возрос транспортный поток, пропускаемый Смежным мостом, его решено было укрепить и значительно усилить. Пролетные строения усилили путем приварки металлических листов к верхним и нижним поясам двутавровых балок. Трехпролетную балочно-разрезную систему моста сохранили.
В 1964 году, из-за необходимости прокладки под мостом теплофикационных труб, мост был реконструирован по проекту инженера Е.Е. Розенфельда. Пролеты моста перекрыли высокими металлическими балками, что, по мнению некоторых архитекторов, внесло определенный диссонанс в архитектурный облик моста и прилегающего к нему участка набережной Фонтанки.
В 1980 году на мосту был произведен капитальный ремонт, в рамках которого железобетонный поребрик заменили на гранитный, также были окрашены металлические пролетные строения и перильные ограждения, отпескоструены гранитные поверхности устоев и опор, частично заменена гидроизоляция.
В 2013 году силами ГУП «Мостотрест» было отреставрировано перильное ограждение.
Дополнительная информация
Смежный мост через Крюков канал входит в уникальную панораму «Семимостье», привлекающую многих туристов, фотографов и художников. Вид на «Семимостье» открывается с Пикалова моста через канал Грибоедова, откуда можно увидеть еще шесть мостов: Красногвардейский, Ново-Никольский и Могилевский через канал Грибоедова, Старо-Никольский, Кашин и Смежный — через Крюков канал. По легенде «Семимостье» исполняет желания: для этого 7-го числа любого месяца в 7 часов вечера нужно встать на Пикаловом мосту и загадать желание, поворачиваясь по часовой стрелке.
С самого Смежного моста открывается вид на реку Фонтанку, Красноармейский пешеходный мост и Троице-Измайловский собор, построенный в 1828–1835 годах по проекту архитектора В.П. Стасова.