+7 (812) 577-78-43
Арсенальная набережная
Водная преграда: р. Нева
Год создания: 1875
Протяженность: 1418,1 м
Инженеры: Б.Д. Васильев, Е.В. Тумилович, Л.А. Вильдгрубе, Л.Н. Соболев
Арсенальная набережная на карте
Арсенальная набережная проходит в Калининском районе по правому берегу Невы между Арсенальной улицей и улицей Лебедева, которая расположена в створе Литейного моста.
В районе набережной в середине XVIII века находились амбары «Компанейских дворов», куда подходили морские суда торговых компаний. Исторически на территории левого и правого берегов Невы в этом районе находились производства артиллерийского вооружения.
Ещё в 1711 году Пётр I основал на левом берегу Пушечно-литейный двор (в створе нынешнего Литейного проспекта). Вскоре было построено здание Арсенала, а затем ещё одно — Новый Арсенал, когда старое было приспособлено для других нужд.
В 1780-е годы часть производств, а именно — Пушечный Двор, было переведено на правый берег, где начинают выпускать артиллерийские снаряды. В 1800 году на правый берег также переводится Артиллерийское училище (сегодня Михайловская военная артиллерийская академия).
В 1851 году в связи с наведением наплавного моста в створе Литейного проспекта здание Нового Арсенала было разобрано, а службы переведены на Выборгскую сторону на территорию между Симбирской улицей (современная улица Комсомола) и набережной Невы.
При строительстве постоянного Литейного моста в 1875-1879 годах набережная в районе моста была укреплена деревом. В 1868 году был построен Финляндский вокзал. От набережной его отделяла деревянная застройка. Только тупики станционных путей железной дороги разместились у самой Невы. Несколько выше по течению от железнодорожных путей находился бассейн для ремонта небольших судов, а у здания Арсенала была гранитная площадка с подъёмным краном.
Площадь пред Финляндским вокзалом начала благоустраиваться в память об историческом выступлении В.И. Ленина 3 апреля 1917 года. 7 ноября 1926 года у вокзала был поставлен памятник Ленину. В 1928-1929 годах на участке набережной от площади Ленина до улицы Михайлова по проекту инженеров В.Д. Васильева и Е.В. Тумиловича откос берега укрепляется диабазовым мощением вогнутого очертания с забивкой деревянного шпунта. Установлено ограждение из рельс. В 1945 году во время реконструкции площади памятник Ленину перенесен в центр, ограждение заменено на литые перила с круглыми тумбами.
В 1965-1967 годах проведена реконструкция Литейного моста, на правом берегу организована транспортная развязка в двух уровнях. Сквозной проезд по набережной осуществляется по тоннелю под мостом. Набережная в районе моста становится двухъярусной с проходом под мостом. Проект набережной создавался архитектором Ю.И. Синицей и инженером Л.А. Вильдгрубе. По оси площади Ленина располагается парадный монументальный спуск к воде длиной 136 метров по проекту архитектора А.В. Васильева и инженера Л.Н. Соболева.
Завершающий участок набережной — от улицы Михайлова до Арсенальной улицы был построен в 1981 году по проекту архитекторов В.М. Иванова и Ю.Г. Шиндина и инженера Л.Н. Соболева. Набережная после спуска постепенно становится двухъярусной.
Стоит отметить, что в районе набережной река Нева достигает наибольшей глубины — 24 метра.
Информация для туристов
- На Арсенальной набережной расположен городской причал прогулочных судов.