+7 (812) 577-78-43
Набережная реки Фонтанки
Водная преграда: р. Фонтанка
Год создания: 1714
Протяженность: 11871 м
Инженеры: Ф. В. Баур, И. Н. Борисов, И. К. Герард, П. К. Сухтелен и др.
Набережная реки Фонтанки на карте
Набережная реки Фонтанки является одной из самых длинных в Санкт-Петербурге. Начинается и заканчивается у берегов Невы (от места напротив Петропавловской крепости до впадения Невы в Финский залив около Галерного острова) и пролегает по всему историческому центру города. До середины XVIII века Фонтанка служила южной границей Санкт-Петербурга.
В переписной книге Водской пятины 1500 года протекавшая здесь речка упоминается как Голодуша. До 1712-1714 годов она носила название Безымянный Ерик, затем именовалось Фонтанной речкой и, наконец, в 1737 году получила современное название. В описании Санкт-Петербурга 1751 года сказано: «Называется Фонтанка потому, что чрез ея сделаны трубы, проведенные из Басеина <в начале современного Лиговского проспекта> в <Летний> Сад для фонтанов».
В 1714 году происходит первая расчистка и спрямление берегов Фонтанки. В местах расположения усадеб берег крепился деревянными стенками.
К 1727 году деревянные укрепления были уже в плохом состоянии. В 1743-1752 годах Фонтанка подвергается основательной расчистке, углублению, спрямлению и подсыпке берегов.
Первые каменные набережные на Фонтанке появились в 1760-х годах при перестройке в камне Прачечного моста.
В 1780-1789 годах берега Фонтанки были заключены в гранит. Каменные стенки были возведены по всей длине реки, немного не дойдя до ее устья. Конструкция укрепления состояла из высокой бутовой стенки на известковом растворе, облицованной гранитными массивными блоками. Основанием для стенок служили деревянные свайные ростверки, в основном, из двух рядов свай. Работами руководил инженер-гидротехник Ф. В. Баур, а после его смерти – инженеры И. Н. Борисов, И. К. Герард, П. К. Сухтелен и К. Модерах.
На Фонтанке сейчас существует 26 спусков двух видов: пешеходные с двумя продольными лестницами и так называемые конные – с двумя пандусами. Пешеходные спуски служили для причаливания лодок, катеров и пристаней, конные – для вывозки на подводах грузов, доставляемых на небольших речных судах, и для забора воды в бочки из реки.
В 1910-х годах, в связи с развитием автомобильного и трамвайного транспорта, часть пешеходных и конных спусков была ликвидирована: их засыпали или разобрали.
К 1925 году многие участки каменной стенки пришли в аварийное состояние, вплоть до обрушения. Их начинают капитально ремонтировать. В старое свайное основание забиваются вертикальные деревянные сваи, которые затем омоноличиваются бетонной подушкой, выше – бутовая кладка.
С 1934 по 1940 годы ремонт стенок характеризовался забивкой наклонных свай от 3 до 5 рядов.
В 1947-1949 годах ремонт производился на участке между Египетским и Старо-Калинкиным мостами, а по правому берегу и ниже Старо-Калинкина моста – до дамбы.
В 1962 году для ремонта стенок набережных была принята новая схема работ – разбирать стенку частично по толщине и выполнять работы под защитой неразобранной части. Первоначально этот способ строительства был применён на участке между мостами Пантелеимоновским и Белинского на обоих берегах. Деревянные сваи забивались вплоть до 1984 года, позже – железобетонные.
Перильные ограждения Фонтанки состоят из гранитных тумб и простых по рисунку железных кованых решеток, предположительно выполненных по рисунку архитектора Дж. Кваренги и выкованных на уральских заводах Демидова.
Набережная реки Фонтанки включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России. Она славится множеством достопримечательностей. Среди них – маленький, но получивший большую популярность памятник Чижику-пыжику работы скульптора Резо Габриадзе, открытый в 1994 году около Михайловского замка и ставший одним из символов реки. Рядом с мостом Белинского расположен Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, напротив Лештукова моста – Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова.
Информация для туристов
- На набережной реки Фонтанки расположен причал прогулочных судов «Аничков мост» .