+7 (812) 577-78-43
Набережная реки Монастырки
Водная преграда: р. Монастырка
Год создания: 1712
Протяженность: 1387,7 м
Набережная реки Монастырки на карте
Набережная реки Монастырки протянулась по большей части Монастырского острова, включая Митрополичий сад и Александро-Невскую Лавру, в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Река Монастырка – бывший левый приток Невы. Упоминание об этой реке имеется еще в летописях 1500 года, тогда она называлась Сетуй.
Новая глава в истории этой реки началась с посещения Петром I места впадения реки в Неву в 1710 году. Царь решил основать в этом месте монастырь, посвящённый Александру Невскому.
Первый мост через здесь появился в 1712 году.
«Для отвода болотной мокроты» от речки к югу был прорыт канал. В 1725 году его расширили и устроили гавань, так что баржи с грузами для строительства монастыря могли входить из Невы в устье Монастырки. Со временем канал был засыпан.
Гидрография этого места изменилась в связи с окончанием строительства Обводного канала. В 1829 году. в месте его истока на набережной Невы образовался участок речного порта. Поблизости был выстроен мукомольный завод, позднее – элеватор; на территории между монастырём и Невой были выстроены хлебные амбары.
Высокие берега реки укреплялись забивкой деревянных свай с забирными стенками. Крутые откосы берегов часто размывались, ставя под угрозу существование исторических кладбищ-некрополей: Лазаревского и Тихоновского.
В связи со строительством моста Александра Невского вся территория от въезда на мост и до Обводного канала была благоустроена. Укрепление берегов низкой банкетной стенкой началось на участке между мостами Обуховской Обороны и Монастырским в 1963 году, в 1965 году – на территории ДОЗ им. Халтурина, в основном на левом берегу реки, и около Казачьего моста при впадении Монастырки в Обводный канал. Самыми последними в 1973 году были построены участки низкой набережной между 1-м Лаврским и Монастырским мостами и на территории ДОЗа на правом берегу.
Укрепление берегов Монастырки осуществлялось на всём протяжении реки низкой банкетной стенкой из железобетонных блоков, облицованных гранитом, на высоком свайном ростверке с железобетонным шпунтом и одним рядом свай. Только у 1-го Лаврского моста на левом берегу с низовой стороны построена высокая вертикальная подпорная стенка длиной 13 метров, поддерживающая транспортный проезд вдоль реки.