+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 04.12.2024 в целях технического обслуживания разводятся мосты:Троицкий с 01:20 до 04:50; Тучков с 02:00 до 04:55; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; А. Невского с 02:20 до 05:10.

 

Все понятно!

Пироговская набережная

Россия, Санкт-Петербург
Пироговская набережная

Водная преграда: р. Нева

Год создания: XVIII век

Протяженность: 1921,3 м

Пироговская набережная на карте

Пироговская набережная начинается на правом берегу Невы от оси Литейного моста и идёт вниз по течению, продолжаясь по правому берегу реки Большой Невки в её истоке, до Гренадерского моста.

За время своего существования набережная меняла не только своё наименование, но и длину. Каждый из двух ее участков имеет собственную историю переименований.

Первый участок по течению (между Литейным и Сампсониевским мостами) после постройки металлического Литейного моста частично, от улицы Академика Лебедева до Большого Сампсониевского проспекта, назывался Арсенальной набережной. В 1898 году он был переименован в Пироговскую набережную – в честь русского хирурга Николая Ивановича Пирогова, работавшего в Военно-Медицинской Академии.

Комплекс зданий Академии начал создаваться с 1720 года, когда Пётр I решил построить адмиралтейский (морской) и сухопутный госпитали. Здания сооружены на острове, отделённом от суши протокой. В 1798 году в Москве и Петербурге учреждена Медико-хирургическая академия (с 1881 года – Военно-Медицинская). Здания в первозданном своём виде не сохранились. Некоторые были перестроены и даже разобраны.

У Большого Сампсониевского проспекта на набережной находилось здание Пироговского музея, впоследствии на его месте возвели гостиницу «Ленинград» (сегодня отель «Санкт-Петербург»). Именно напротив музея и появился в конце XVIII века первый благоустроенный участок набережной. Затем, на изломе Невы в 1860-1870 годах был построен спуск-пандус для причаливания судов речного сообщения. В 1879 году вместе с новым металлическим Литейным мостом, с низовой его стороны, появилась высокая стенка набережной со спуском общей длиной около 52 метров. После наводнения 1924 года высокие берега набережной были сильно размыты, поэтому в 1928-1931 годах берег укрепляют стенкой с циркульным откосом, мощёным диабазом, примыкающей с двух сторон к спуску-пандусу.

В 1958 году строится постоянный мост Свободы (в настоящее время Сампсониевский) с примыкающими стенками набережных, спусками и открылками. Одновременно сооружается замыкающий участок стенки между гранитной стенкой у моста Свободы и спуском-пандусом.

В связи с реконструкцией Литейного моста в 1967 году высокая стенка набережной у моста была перестроена по длине 212 метров. После постройки гостиницы «Ленинград» вдоль набережной было произведено благоустройство.

Второй участок набережной, от Сампсониевского до Гренадерского мостов, с 1887 по 1923 годы именовался Сампсониевской набережной. С 1923 года он назывался набережной Фокина – в честь Николая Фокина (1903–1923), одного из организаторов Социалистического Союза рабочей молодёжи в Петрограде.

В 1979 году оба участка входят в состав Выборгской набережной, границами которой были Литейный и Ушаковский мосты. Только в 1989 году появляется единая Пироговская набережная в нынешних границах.

В 2011-2013 годах была проведена реконструкция набережной, что позволило в итоге обеспечить сквозное движение для автомобилей на всем ее участке.

Исторически Пироговская набережная была знаменита располагавшимися здесь промышленными предприятиями. Здесь находились первый в городе сахарный завод А.Л. Штиглица, многочисленные производства Э.Л. Нобеля, Сампсониевская бумагопрядильная мануфактура. Набережную с середины XIX века активно использовали для приемки грузов на предприятия, а у старого Гренадерского моста существовал гранитный пирс для грузового поворотного металлического крана, который разобрали в начале XX века.