+7 (812) 577-78-43
Выборгская набережная
Водная преграда: р. Большая Невка
Год создания: 1973
Протяженность: 1781,6 м
Инженеры: Б.Б. Левин
Выборгская набережная на карте
Выборгская набережная проходит по правом берегу Большой Невки на участке от Гренадерского моста до устья Чёрной речки (до устоев Головинского моста) в Выборгском и Приморском районах.
Набережная несколько раз меняла свою протяженность из-за переименований. В 1979 году участок от Литейного моста вниз по течению до Ушаковского моста — это четыре набережных: Пироговская, Фокина, Выборгская и Адмирала Ушакова. После 1989 года здесь становится уже три самостоятельные набережные: Пироговская, Выборгская и Ушаковская. Тем самым, они получают нынешние границы.
Одна из первых построек на правом берегу Большой Невки была деревянная Сампсониевская церковь, возведенная в честь победы русских войск под Полтавой. Около церкви возникло кладбище, затем недалеко — Сампсониевская слобода, заселенная мастеровыми и простолюдинами. Вблизи набережной создаются фарфоровый, канатный и кирпичный заводы. После отмены крепостного права на Выборгской стороне появляются сотни промышленных предприятий. В 1922 году Выборгская сторона включена в черту города. Границы заводских участков превратились в улицы.
В XVIII-XIX веках пологие берега реки в этом месте не были укреплены. Вдоль них устроены пирсы — деревянные площадки, выходящие далеко в реку. Набережную использовали как грузовую для приема и складирования материалов, прибывающих в город на судах.
После Великой Отечественной войны здесь находился речной Выборгский районный порт с причальной линией в 450 метров с использованием плавучих кранов. В связи с созданием широкой городской транспортной магистрали вдоль набережной порт был ликвидирован.
В 1973-1977 годах строится высокая стенка набережной по типу Петроградской и Аптекарской с перильным ограждением, характерным для Большой Невки. Конструкция стенки набережной — двух типов. На более глубоководном участке (у стенки более 5 м) от Гренадерского до Кантемировского моста и у устья Черной речки это — высокий свайный ростверк на вертикальных сваях-оболочках диаметром 600 мм, длиной 24 метра и 18 метров, без шпунтового ряда. Чтобы из-под ростверка не было выноса грунта, устраивается забирка между сваями первого ряда и обратный фильтр. На участке набережной с небольшими глубинами длиной 300 метров от Кантемировского до Головинского моста (не доходя до него 80 метров) высокий свайный ростверк — козлового типа на призматических железобетонных сваях.
Напротив Беловодского переулка и улицы Александра Матросова устроены лестничные спуски к воде длиной по 23 метра и спуск длиной 62 метра после Кантемировского моста.
В постоянных материалах набережная возводилась по проекту инженера Б.Б. Левина и архитектора В.М. Иванова.
При строительстве Гренадерского и Кантемировского мостов на набережной устраивается развязка движения транспорта в двух уровнях. У Гренадерского моста транспорт, следующий вдоль набережной, «ныряет» в тоннель. В месте пересечения набережной с осью Кантемировского моста высокий Кантемировский мост перекинулся над проездом по набережной.
В застройке по набережной выделяется бывшая дача графа Головина (дом №63) — двухэтажное здание, один из немногих в Санкт-Петербурге памятников деревянного зодчества эпохи классицизма.