+7 (812) 577-78-43
Юбилей Аларчина моста
Аларчин мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе Английского проспекта, отмечает свою 275-летнюю годовщину. В 2027 году в этом месте был открыт первый деревянный мост.
История
Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был проложен во второй половине XVIII века по руслу речки Глухой, другое ее название — Кривуша. Река вытекала из болот в районе нынешней площади Искусств, южнее истока Мойки, и впадала в Фонтанку.
Английский проспект проходит с севера на юг в западной части исторического района Коломна. С 1739 по 1771 годы он назывался Успенской улицей по церкви Успения, которую планировалось здесь построить.
В 1752 году через Глухую речку по оси Успенской улицы был сооружен первый деревянный мост, соединивший Коломенский и Покровский острова.
В 1761 году переправа получила название Аларчинов мост. По версии петербургского историка П.Н. Петрова, мост назван по искаженной фамилии Андрея Игнатьевича Алатчанинова (1700–1766), русского судостроителя, который с 1742 года жил вблизи моста.
В 1776 году мост переименован в Аларчин, а в 1783–1785 годах на этом месте сооружена новая переправа по типовому проекту того времени: деревянный трехпролетный мост шириной 10,2 метра с подъемным разводным пролетом, на бутовых опорах, облицованных гранитом. На промежуточных опорах установили четыре гранитных обелиска с фонарями, перила — из металлических стержней, простого рисунка.
В 1840-х годах подъемный разводной пролет посередине моста заменили постоянным балочным.
Свой нынешний облик Аларчин мост получил в 1907 году после реконструкции, проведенной по проекту архитектора А.И. Зазерского и инженеров В.А. Берса и А.П. Пшеницкого (кстати, именно этот инженер проектировал Дворцовый мост через Неву).
Деревянное пролетное строение заменили металлическим. Тротуары вынесли на консоли, в результате чего мост стал шире. Гранитные обелиски с фонарями перенесли с промежуточных опор на береговые устои, установили новую кованую металлическую решетку.
Реконструкции и ремонты
К середине XX века гранитные обелиски и фонари на мосту были утрачены. В 1953 и 1959 годах по проекту известного ленинградского архитектора Александра Лукича Ротача (1893–1990) проведены реставрационные работы, в ходе которых торшеры с фонарями восстановили.
В последний раз мост ремонтировали в 1995 и 1996 годах.
Характеристики моста
Аларчин мост — трехпролетный металлический на каменных опорах, облицованных гранитом. Пролетное строение — клепаное неразрезное, состоит из семи главных балок. Длина моста — 29 метров, ширина — 15,8 метров. Перила металлические кованые, покрытие моста — асфальтобетон.
Информация для туристов
Вблизи Аларчина моста, по адресу Екатерининский канал, 156, в начале 1890-х годов жила баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильденбанд — литератор, издатель, сестра милосердия, благотворительница. В ее доме располагался литературно-художественный салон. Из-за близости салона к мосту друзья в шутку называли хозяйку «герцогиней д’Аларкон», а поэт Дмитрий Мережковский адресовал ей стихотворное шуточное послание «Ода Аларчину мосту»:
…Опять мы в стенах безмятежных,
Где вкус так верен, ум так прост.
Аларчин мост, Аларчин мост,
Обитель муз и граций нежных.
Чуть выше по течению канала Грибоедова, у Могилевского моста, находится церковь во имя святителя Исидора Юрьевского (Свято-Исидоровская), ранее — церковь эстонского православного братства.