+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 24.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Барочного моста


110-летний юбилей  в 2024 году отмечает Барочный мост, перекинутый через реку Карповку в створе Барочной улицы на Петроградской  стороне. Переправа была построена в 1914 году по проекту выдающегося инженера-мостостроителя Андрея Пшеницкого.

История

Река Карповка —  один из рукавов Невы, вытекает из Большой Невки и впадает в Малую Невку. Название реки, согласно разным источникам, происходит от финского слова korpi (дикий лес) или korppi (ворон). Через Карповку перекинуто 7 мостов, от истока к устью: Аптекарский, Петропавловский, Силин, Геслеровский, Карповский, Барочный и Молодёжный. Переправы в низовьях реки Карповки появились сравнительно недавно — до середины XX века здесь не было никакого берегоукрепления.

Низовья Карповки и Барочная улица в конце XIX века на плане Санкт-Петербурга 1894 года

Барочная улица появилась на картах города 16 апреля 1887 года. Название проезда связано с тем, что в XVIII—XIX веках сюда, в устье Карповки, доставляли барки — деревянные суда, прибывавшие в Петербург. Отправлять их обратно было дорого, и барки разбирали на древесину, которая затем вновь использовалась в судостроении.

Первоначально Барочная улица проходила от Большой Зелениной улицы до реки Карповки.  В 1910-х годах по улице проложили трамвайную линию, а в 1914 году соорудили однопролетный металлический мост через Карповку. Он был построен по проекту инженера А.П. Пшеницкого.  

Пшеницкий, Андрей (Анджей) Павлович, 10 декабря 1869 г. – 5 августа 1941 г., выдающийся польский и российский инженер-строитель, автор многочисленных мостов Санкт-Петербурге и других регионах России. По его проекту, в том числе, был построен знаменитый Дворцовый мост 

Реконструкции и ремонты

Основным назначением переправы был пропуск трамвайных поездов в трамвайный парк им. Скороходова, расположенный по адресу Барочная ул., 12.  (Строить парк начали еще до 1917 года, первоначально он носил название Крестовский, но при открытии в 1925 году его переименовали в честь петроградского рабочего-большевика А.К. Скороходова).

Барочный мост простоял больше ста лет без реконструкции. До 1960-х годов на мосту сохранялось торцовое дорожное покрытие, затем его сменил асфальтобетон, а на трамвайной линии — базальтовое мощение.

Барочный мост в  1950-х годах

Барочный мост в 1980-х годах

Трамвайный парк им. Скороходова был закрыт в 2003 году. В начале 2008 года с Барочной улицы и с моста сняли трамвайные рельсы, отремонтировали дорожное покрытие.

Обновленная Барочная улица в 2008 году, впереди виден Барочный мост. Источник: https://transphoto.org/photo/94636/?gid=2485

Характеристики моста

Барочный мост, перекинутый через реку Карповку в створе Барочной улицы, соединяет Петроградский и Аптекарский острова. Это однопролетное металлическое сооружение балочно-разрезной системы. Длина моста – 29,1 метров, ширина — 17,3 метров.

Пролетное строение состоит из клепаных балок со сплошной стенкой, связанных между собой продольными и поперечными связями. Устои массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитной плиткой. Перильное ограждение — кованая металлическая решетка на гранитных тумбах, тротуар отделен от проезжей части железобетонным парапетом.

Информация для туристов

Барочный мост расположен не в самом туристическом месте Петроградской стороны. Интерес может представлять Спортивный комплекс ОАО «Метрострой», расположенный рядом,  на Левашовском проспекте, 11. Стадион был построен в 1959 году, а в 2012–2016 годах проведена масштабная реконструкция, итогом которой стал современный новый спортивный комплекс, включающий в себя поле для хоккея на траве, соответствующее мировым стандартам.

Барочный мост в проекте «Мосты Петербурга»