+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 27.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Благовещенского моста


175-летний юбилей в 2025 году отмечает Благовещенский мост — первый постоянный разводной мост через Неву, построенный в Петербурге. Он соединил Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова.

История

Проекты постоянных мостов через Неву разрабатывались, начиная со второй половины XVIII века. Их авторами выступали как инженеры-мостостроители из России и других стран, так и выдающиеся народные изобретатели, такие как Иван Петрович Кулибин. До середины 1840-х годов в российские государственные учреждения поступило свыше 60 различных проектов.

Проект деревянного арочного моста И.П. Кулибина, 1776 год

Наиболее интересными были проекты висячих мостов. Самый ранний эскиз такого моста принадлежал известному архитектору-изобретателю Александру Лаврентьевичу Витбергу, который в 1809 году составил проект висячего моста через Неву. Строить его предполагалось на месте Исаакиевского наплавного моста, где Нева имела ширину около 244 метров. А.Л. Витберг предложил выдвинуть береговые устои моста в реку, посередине реки устроить портальную арку с отверстием около 21 метр, достаточную для пропуска судов. К ней примыкали два цепных моста пролетом по 85 метров.

Два проекта висячих мостов на Неве с разводным пролетом, архитектор А.Л. Витберг. Источник: http://www.arhplan.ru/history/bridge/drawing/863/33

Однако в то время сооружение постоянных разводных мостов через Неву было слишком сложной технической задачей и обошлось бы казне непомерно дорого. Поэтому долгое время Санкт-Петербург обходился наплавными мостами. С 1727 года Адмиралтейский остров с Васильевским соединял Исаакиевский мост, расположенный выше по течению, в створе Сенатской площади.

Университетская набережная в 1830-е годы до сооружения Благовещенского моста, вдали — Исаакиевский мост. Источник: https://artvee.com/dl/view-of-the-imperial-academy-of-arts-st-petersburg/

Только в 1842 году было принято решение о строительстве первого постоянного моста по проекту инженера Станислава Валериановича Кербедза,  внесшего заметный вклад в теорию и практику российского мостостроения.

Станислав Валерианович Кербедз — инженер путей сообщения, почетный член Петербургской Академии наук, выдающийся отечественный мостостроитель. Родился 26 февраля (10 марта) 1810 года в Паневежеском уезде. Закончил Виленский университет и институт Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Автор проекта и строитель Благовещенского моста, первого постоянного моста через Неву, Морского канала в Санкт-Петербурге и Александровского моста через Вислу в Варшаве, а также первых в России металлических железнодорожных мостов. Последние годы жизни провёл в Варшаве, где и скончался в 1899 году.

Кербедз Станислав Валерианович (1810-1899)

С.В. Кербедз предложил два варианта — висячий мост, близкий к идеям А.Л. Витберга, и арочный. Выбран был проект чугунного арочного восьмипролетного моста на каменных опорах с разводным пролетом поворотной системы.

15 октября 1842 года проект был утверждён Императором Николаем I. Архитектором выступил Александр Брюллов, старший брат знаменитого художника Карла Брюллова.

1 января 1843 года мост был заложен. Согласно контракту,  работы должны были быть завершены к 1846 году, однако они затянулись на 8 лет, так как  строители столкнулись с большими трудностями. Грунтовые условия оказались крайне неблагоприятными для сооружения фундаментов опор, проблема усугублялась большой глубиной и быстрым течением реки.

Сооружение моста обошлось казне в 4 381 400 рублей. Численность рабочих, занятых в строительстве, составила около 1500 человек.

Особое внимание С.В. Кербедз уделил сооружению фундаментов и укреплению дна реки у опор. Для производства работ было построено множество сложных машин и механизмов: подъёмные краны, рамы с механизмами, водолазные колокола, вороты, копры со сваебойными бабами, машины для испытания частей ферм и т.д.  

Место каждой будущей опоры оградили перемычкой из деревянного шпунта. Под её защитой были забиты многочисленные деревянные сваи, а затем вся нижняя часть опоры укреплена мощной обсыпкой из камня. Верхние части свай были соединены системой деревянных брусьев, на которых возведены каменные массивы опор, облицованных гранитом.

Для облицовки береговых устоев и быков был использован гранит, полученный после разборки стенок набережных Адмиралтейского и Крюкова каналов. Береговые устои моста были углублены в русло реки на 10 метров.

Благовещенский мост имел семь русловых пролетов, перекрытых чугунными арками, восьмой пролет – разводной.

Разводной пролёт размером 21,3 метра размещался у правого берега Невы, ближе к Васильевскому острову. Он состоял из двух раздельных частей, расположенных под небольшим углом. Два крыла поворачивались в горизонтальной плоскости в направлениях, противоположных друг другу — такая конструкция была применена в России впервые. Каждое крыло представляло собой сквозную ферму с чугунными раскосами. Это был первый в мире пример использования металлической раскосной фермы в качестве крыла разводного пролёта. Все чугунные конструкции изготовлены на заводе Берда в Санкт-Петербурге.

Николаевский мост стал последним крупным чугунным мостом в России и на момент открытия — самым длинным чугунным мостом в мире. Его длина составила 298,2 метра, ширина — 20,3 метра при ширине тротуаров 3,2 метра.

Декор моста отличался изысканностью, благодаря  чугунной решетке перил художественного литья, выполненной по рисунку архитектора А.П. Брюллова. Узор решетки отображает аллегории морской стихии: трезубец, к которому с двух сторон обращены фантастические морские коньки-гиппокампы, чьи завитые рыбьи хвосты вплетены в растительный орнамент.

У опор моста и на набережной были установлены 22 газовых фонаря на стойках в виде колонн коринфского ордера.

Вид на Благовещенский мост, акварель В.С. Садовникова, 1851 год. Источник: https://www.citywalls.ru/photo185026.html

Открытие моста состоялось 21 ноября 1850 года при участии Императора Николая I и членов царствующей фамилии. 

К знаменательной дате была выпущена серебряная памятная медаль по эскизу графа Ф. Толстого. На аверсе изображена Афина Паллада переводящая Геракла через водный поток по положенной поперек его дубинке, вверху написано «БЫСТЪ», на реверсе — вид моста со стороны Васильевского острова и годы его закладки и открытия.

Памятная медаль. Источник: Блог Антона Путятина https://pantv.livejournal.com/423449.html

Мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенского собора (снесён в 1929 году).  После кончины Императора в 1855 году мост был переименован в Николаевский. 17 ноября 1918 года переправа получила новое имя в честь лейтенанта Шмидта — руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. Наконец, 14 августа 2007 года мосту было возвращено историческое название — Благовещенский.

Реконструкции и ремонты

В 1854 году у въезда на мост со стороны Васильевского острова была сооружена часовня Святого Николая Чудотворца по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. В 1930 году часовню снесли: на ее месте планировалось установить памятник лейтенанту Шмидту, но проект не был осуществлен.

Часовня на Николаевском мосту

В 1863 году через Николаевский мост начали ходить экипажи конно-железной дороги (конки), а 29 сентября 1907 года по мосту пустили трамвай. Для прокладки трамвайной линии  была усилена проезжая часть разводного пролёта. Тогда же демонтировали газовые фонари, их заменили на новые электрические, а старые светильники перенесли к зданию Главного штаба и к Невской ограде Летнего сада. Сегодня 16 таких фонарей можно увидеть на Марсовом поле.

В 1936–1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был перестроен по проекту инженера Григория Передерия. Количество пролетов сохранилось прежним, но разводным стал средний пролет. Поворотную систему разводного пролета заменили раскрывающейся.

В 1975–1976 годах произведен капитальный ремонт переправы. Деревянный настил разводного пролета заменили металлическим, утяжелив конструкцию.

В 2005–2007 годах состоялась масштабная реконструкция моста, в результате которой ему был возвращен исторический облик, а затем и историческое название.

Подробнее о реконструкциях Благовещенского моста читайте на странице, посвященной открытию моста после реконструкции 2005–2007 годов, в разделе «Юбилеи мостов»

Характеристики моста

Благовещенский мост перекинут через Большую Неву в створе площади Труда и Английской набережной на левом берегу и в створе площади Трезини, Университетской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта — на правом.

Длина переправы  составляет 349,8 метров, ширина — 38,07 метров. Мост восьмипролетный с разводным пролетом посередине. Пролётное строение металлическое двукрылое раскрывающейся системы. Масса крыльев — 497 тонн каждое.

Разводка осуществляется с помощью гидравлического привода, крылья поднимаются полностью за 3–5 минут. Павильоны управления расположены прямо на поверхности моста.

Перильные ограждения, столбы освещения и павильоны Благовещенского моста входят в список памятников истории и культуры регионального значения и находятся под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

Благовещенский мост, будучи выдающимися инженерным сооружением, окружен легендами. Самая известная из них такая: будто бы царь Николай I обещал Кербедзу повышать его в звании за каждый построенный пролёт моста, и потому инженер быстро пересмотрел проект и увеличил число пролётов. В действительности количество пролетов со дня утверждения проекта оставалось неизменным и равнялось восьми.

При этом карьера С.В. Кербедза в самом деле оказалась стремительной: начав проект в чине майора Корпуса путей сообщения, он вскоре был произведен в чин подполковника, окончил строительство уже полковником, а 21 ноября 1850 года, в день открытия Благовещенского моста, получил звание генерал-майора.

Согласно еще одной городской легенде, Благовещенский мост долго был единственным местом в Петербурге, где позволялось курить. На остальных мостах, которые в большинстве своем были деревянными, равно как и на улицах города, курить было строжайше запрещено из-за опасности пожаров.

Благовещенский мост в проекте «Мосты Петербурга»