+7 (812) 577-78-43
Юбилей Большого Крестовского моста
175-летний юбилей, в 2025 году, отмечает первый постоянный мост между Петроградским и Крестовским островами в Петербурге — Большой Крестовский мост через реку Малую Невку.
История
В первой половине XIX века в этом месте находился лодочный перевоз.
Первый мост здесь построили в 1850 году. Сведения о его конструкции до нас не дошли, известно лишь, что он был деревянный. Свое название мост получил по Крестовскому острову.
Переправу, какой она была в начале XX века, описал в своих воспоминаниях финский художник и писатель Тито Коллиандер (1904–1989), который в 1914–1918 годах жил в доме на углу Песочной набережной и Большой Зелениной улицы.
«Мост был деревянный, разводной, очень горбатый, – правда, разведенным я его видел один раз. У моста была караульня, и около нее почти всегда суетился полицейский в черном мундире, у которого была большая деревянная кобура для пистолета и свисающие красные ленты подтяжек. Но особое оживление мосту придавала конка, которая через регулярные промежутки времени, сильно дребезжа, проезжала на Крестовский остров и обратно. Две лошади ленивой трусцой тащили маленький вагон с сиденьями внутри и на крыше. У моста впрягали третью лошадь, кучер изо всех сил звонил в колокол, грозно кричал, бич свистел в воздухе, хлестал лошадей, и вагон взлетал на вершину моста. Там он на минутку останавливался и, смешно качнувшись, катился, притормаживая, вниз».
(Цит. по журналу «Квартальный надзиратель» № 75, март 2009 г.)
К концу 1920-х годов переправа представляла собой деревянную 11-пролётную конструкцию длиной 126,4 метров и шириной 17,9 метров. Разводной пролёт располагался посередине, разводка производилась вручную. Конную железную дорогу сменил трамвай.
С 1946 года мост уже не разводили из-за ветхого состояния разводного пролета. Мост требовал капитального ремонта и перестал справляться с возросшими транспортными потоками из центра Ленинграда на Крестовский, Елагин и Каменный острова, где располагалось множество парков, домов отдыха, стадионов и гребных баз.
Реконструкции и ремонты
К концу 1940-х годов необходимость в новой современной переправе встала особенно остро: в западной части Крестовского острова подходило к завершению строительство стадиона им. С.М. Кирова, на тот момент — одного из крупнейших стадионов в мире. Он открылся 30 июля 1950 года.
В 1949–1951 годах по проекту института «Ленгипроинжпроект» на месте деревянного Большого Крестовского моста соорудили новую переправу. Это был первый крупный мост, построенный в Ленинграде после войны. Авторы проекта — инженер П.В. Андреевский и архитектор Л.А. Носков.
Мост закрыли для движения в 1949 году, на время его ремонта трамвайное и пешеходное сообщение с Крестовским островом взял на себя только что построенный соседний Лазаревский мост.
В 1951 году Петроградский и Крестовский острова связал новый металлический пятипролетный мост на железобетонных опорах с двукрылым разводным пролетом посередине.
Реконструкция моста была произведена в 1993-1994 годах — деревянный настил разводного пролетного строения заменили металлической ортотропной плитой с полиуретановым покрытием.
В ходе ремонта, проходившего с октября 2005 по июль 2006 года, были отремонтированы металлоконструкции разводного пролета. На следующий год выполнены работы по ремонту гидроизоляции и асфальтобетонного покрытия на постоянных пролётах и полимерного покрытия на проезжей части разводного пролёта. В июле 2007 года прекратилось трамвайное движение по Большому Крестовскому мосту.
Характеристики моста
Большой Крестовский мост перекинут через реку Малую Невку в створе Большой Зелениной и Петроградской улиц. Это пятипролетное металлическое сооружение балочно-неразрезной системы длиной 149,4 метров и шириной 25,5 метров.
Разводное пролетное строение — двукрылое раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения. Размер отверстия разводного пролёта в свету – 21 метр. Разводка производится с помощью электромеханического привода.
Устои и опоры моста железобетонные. Разводной пролёт базируется на парных опорах, соединённых декоративными железобетонными арками.
На мосту установлено чугунное перильное ограждение. На устоях и опорах – гранитный парапет. Перила и фонари моста оформлены в псевдоготическом стиле. Решетка в виде перекрещивающихся стрельчатых арок напоминает решетку набережной Зимней канавки.
Информация для туристов
На Крестовском острове всегда традиционно размещались спортивные объекты, особенно водные. Так, на берегу Малой Невки у Большого Крестовского моста еще в 1893 году было построено здание Санкт-Петербургского Гребного общества, а в конце 1920-х годов здесь обосновались многочисленные гребные базы.
Сегодня Большой Крестовский мост входит в число главных переправ на пути из центра города к стадиону «Санкт-Петербург» на Крестовском острове.