+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 25.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Чернореченского моста


55-летний юбилей отмечает в 2024 году Чернореченский мост, перекинутый через Черную речку в Приморском районе Санкт-Петербурга недалеко от одноименной станции метро. В 1969 году здесь была открыта современная переправа.

История

Черная речка — приток реки Большой Невки. В XIX веке по ней проходила северная граница Санкт-Петербурга. К югу от реки, по правому берегу, располагались окруженные парками дачи петербургской аристократии — графов Строгановых и князей Салтыковых. На левом берегу находилась местность под названием Комендантская дача — здесь были казенные участки, которые еще при Петре I были пожалованы комендантам Петропавловской крепости.

Первая переправа, соединившая аристократические дачи с пригородной зоной, была построена в 1828 году. Это был деревянный арочный мост, изображения которого сохранились на старинных гравюрах.

Первый деревянный мост на гравюре 1820-х годов. Источник: http://p0.citywalls.ru/photo_265-271516.jpg?mt=1484348956

Мост на плане Санкт-Петербурга 1828 года

Мост получил название Комендантский по Комендантской даче. В 1830-х–1840-х годах его также называли Никольским — по расположенному ниже по течению, на левом берегу Черной речки, селу Никольскому. Существующее название Чернореченский — по Черной речке —  закрепилось за мостом в 1849 году.

Реконструкции и ремонты

Мост несколько раз перестраивали. В 1877 году при прокладке линии конной железной дороги (конки) соорудили новую переправу на чугунных винтовых сваях. Мост имел железные фермы и деревянные перила. При этом пешеходное движение по новому мосту было запрещено из соображений безопасности — рядом сохранялся деревянный пешеходный мост.

Пешеходный и «коночный» мосты на плане Петербурга 1894 года

К 1893 году Чернореченский мост обветшал, и его полностью перестроили.

Чернореченский мост в начале XX века

Следующая реконструкция пришлась на 1932 год: переправу усилили для прокладки трамвайных путей. Деревянные пролетные строения заменили металлическими двутавровыми балками. Опоры, проезжая часть, тротуары и перильное ограждение оставались деревянными.

Чернореченский мост в 1960-х годах,  перед реконструкцией

В 1960-е годы в районе Торжковской улицы велось массовое жилищное строительство, и старый Чернореченский мост перестал справляться с возросшими транспортными нагрузками. Современная железобетонная переправа была построена в 1967–1969 годах по проекту института «Ленгипроинжпроект», авторы — инженер А.Д. Гутцайт и архитектор Л.А. Носков.

Характеристики моста

Чернореченский мост перекинут через Черную речку в створе улицы Академика Крылова и Торжковской в Приморском районе и предназначен для автомобильного, пешеходного и трамвайного движения. Это однопролетное железобетонное сооружение длиной 30,4 метров и шириной 40 метров.

Пролетное строение выполнено в виде трехшарнирной рамы с железобетонной плитой проезжей части, с криволинейным очертанием нижнего пояса. Устои железобетонные, на свайном основании.

Перильное ограждение моста — металлические решетки, на устоях — гранитные тумбы. Тротуар отделен от проезжей части железобетонным ограждением парапетного типа.

Информация для туристов

С Чернореченского моста открывается вид на Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Это одно из старейших военно-морских учебных заведений в России. Академия была создана в 1827 году, одним из ее основателей и первым начальником стал адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Современное здание академии построено в 1938–1941 годах по проекту архитекторов А.И. Васильева и А.П. Романовского.

Чернореченский мост в проекте «Мосты Петербурга»