+7 (812) 577-78-43
Юбилей Литейного моста
145-летний юбилей отметит 30 сентября 2024 года Литейный мост — второй постоянный разводной мост через Неву, построенный в Петербурге. Он соединил с Выборгской стороной Литейную часть (сегодня это часть Центрального района Санкт-Петербурга, расположенная на Безымянном острове).
История
В 1786 году в створе Воскресенской улицы, чуть выше по течению от того места, где сейчас расположен Литейный мост, был наведен Воскресенский наплавной мост.
В 1803 году по указу Александра I переправу перенесли ниже, к Летнему саду, и переименовали в Петербургский мост. Вновь сооруженный на прежнем месте Воскресенский наплавной мост в 1850 году был переведен на новую трассу – его расположили по оси Литейного проспекта и назвали Литейным. И проспект, и мост получили свое имя по Литейному двору, находившемуся на левом берегу реки; одновременно бытовало и старое название моста – Воскресенский.
Наплавные мосты через Неву устанавливались на барках-плашкоутах, поставленных на якоря и соединенных канатами. Литейный мост стоял на 21 плашкоуте, имел длину плавучей части 172 сажени (367 метров) и ширину 5,38 сажени (11,5 метров). Переправа была разводной: разводка осуществлялась в 3 часа ночи, а наводили мост в 7 часов утра.
Однако наплавные мосты не могли в полной мере обеспечить бесперебойное сообщение между берегами Невы. Осенью в период ледостава и весной при ледоходе всякая связь через реку прерывалась, районы оказывались полностью отрезанными друг от друга.
В 1850 году открылся первый постоянный мост через Большую Неву — Благовещенский. Он соединил центр Петербурга с Васильевским островом, но не решил проблему сообщения с Выборгской стороной. К тому же 12 апреля 1865 года наплавной Литейный (Воскресенский) мост был сорван ледоходом.
Место для сооружения второго постоянного моста выбирали несколько лет. Наконец, 22 августа 1869 года Городская дума приняла решение строить его по оси Литейного проспекта.
В апреле 1871 года был объявлен открытый конкурс на проектирование Литейного моста. К июлю 1872 года было представлено 16 проектов. Первую премию получила английская фирма за проект арочного четырёхпролетного моста с двумя разводными частями у обоих берегов Невы под девизом «Вестминстер».
Однако комиссия Министерства путей сообщения высказала ряд замечаний, и в итоге разработку проекта Литейного моста поручили инженеру А.Е. Струве.
Аманд Егорович Струве — военный инженер. Родился 30 мая (11 июня) 1835 года в Санкт-Петербурге в немецкой семье, окончил Главное инженерное артиллерийское училище и Николаевскую инженерную академию. Автор проектов и строитель большого числа мостов, в том числе железнодорожного моста через Днепр в Киеве длиной 1068 метров на кессонных фундаментах. В 1863 году А.Е. Струве основал механический и литейный завод в Коломне, на котором производились металлические конструкции для мостов. Скончался 12 (24) сентября 1898 года в Коломне, похоронен на Волковом лютеранском кладбище в Петербурге.
А.Е. Струве предложил два варианта, из которых Александр II выбрал проект арочного моста. 30 августа 1875 года началось сооружение переправы.
Строители Литейного моста столкнулись с целым рядом сложностей, особенно при возведении опор. Дело в том, что на этом участке Нева достигает максимальной глубины — 24 метра, а донные грунты представляют собой илистую глину с плохой несущей способностью. Поэтому для сооружения фундаментов опор были выбраны кессоны размером 36,02 × 15,61 м — самые большие кессоны из всех, применявшихся когда-либо в России.
Подводные работы были сопряжены с большими трудностями и даже с человеческими жертвами. 16 сентября 1876 года в кессон, где работали 28 человек, из-за резкого оседания опоры ворвался полужидкий грунт, и 5 рабочих погибли. Год спустя, 9 сентября 1877 года, в одном из кессонов произошел взрыв, находившиеся внутри рабочие были убиты взрывом или утонули. Летом 1878 года оттуда были извлечены тела 20 человек.
Все эти катастрофы задержали строительство (мост открыли с опозданием на 1 месяц) и вызвали дополнительные расходы. Стоимость работ возросла в полтора раза по отношению к проектной и составила 5,1 млн. рублей.
Литейный мост был открыт 30 сентября 1879 года. Переправу назвали мост Императора Александра II. Имя быстро сократилось до Александровского моста, а после 1917 года исчезло вовсе, так и не вытеснив первоначального названия – Литейный.
В строительстве Литейного моста нашли применение передовые на тот момент инженерные решения. Так, арки были выполнены не из привычного чугуна, а из нового материала — сварочного железа. Этот прообраз современных сталей позволил получить более экономичную и легкую конструкцию, по сравнению с Благовещенским мостом.
Новый Литейный мост представлял собой шестипролетное сооружение длиной 407,8 метров, шириной 24,4 метра. Размер центрального пролета —74,55 метра, что более чем в 1,5 раза больше самого широкого пролета Благовещенского моста. Общая масса металлических пролетных строений составила 5902 тонны.
Разводной пролет размером 19,8 метров располагался у левого берега Невы. Он был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой, которая при разводке вращалась вокруг вертикальной оси, расположенной на широкой и массивной береговой опоре (устое), при этом крыло моста поворачивалось в горизонтальной плоскости.
Разводка моста производилась вручную — восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., питавшейся от городского водопровода.
Литейный мост стал первым в мире постоянным мостом, освещенным электричеством: на нем установили электрические фонари со «свечами» П.Н. Яблочкова.
Перильное ограждение художественного литья изготовили по проекту архитектора К.К. Рахау. На разводном пролёте Литейного моста установили более легкие металлические кованые перила простого рисунка.
Реконструкции и ремонты
В 1964 году, после реконструкции Волго-Балтийского водного пути, потребовалась перестройка некоторых невских мостов. Старый Литейный мост, как и его сосед — Троицкий мост, — имели поворотную систему разводных пролетов, что сильно ограничивало их судоходные габариты. Раскрывающаяся система имеет значительно большие возможности по пропуску судов, хотя требует более мощных приводов.
В 1966–1967 годах была проведена масштабная реконструкция Литейного моста. Проект разработан специалистами института «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Л.А. Вильдгрубе и архитектора Ю.И. Синицы. Работы проводились в 1966–1967 годах. В результате мост был полностью перестроен.
На время реконструкции моста был организован перевоз через Неву. Он стоил 5 копеек, как билет на автобус
Поворотный разводной пролет заменили однокрылым раскрывающимся. Его переместили на более глубоководное место, ближе к центру Невы, и оборудовали современным гидравлическим приводом. Огромный устой, на который раньше опиралось крыло поворотного разводного пролета, перестроили, чтобы придать мосту гармоничный архитектурный облик.
Металлоконструкции пролетных строений изготавливали на стройплощадке выше по течению Невы, а затем доставляли к Литейному мосту по воде с помощью понтонов. Вес одного блока достигал 2500 тонн.
От старой переправы остались только основания и подводные части опор, а верхние части опор заменили. Сохранились и исторические решетки перильного ограждения; для нового разводного пролетного строения были созданы копии из более легкого сплава. Установили новые фонари, гармонично сочетающиеся с рисунком перил.
На подходах к переправе с обеих сторон соорудили транспортные развязки с тоннелями, а также гранитные спуски к Неве и пешеходные дорожки под мостом вдоль набережных. В результате реконструкции ширина моста увеличилась на 10 метров..
В 1967 году работы были завершены. Чтобы испытать прочность и надежность переправы, по Литейному мосту прошли танки. 1 ноября движение по мосту было открыто. Это событие приурочили к празднованию 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
Осенью 2015 года на Литейном мосту был произведен ремонт асфальтового покрытия.
Характеристики моста
Литейный мост перекинут через реку Неву в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, соединяя Центральный, Выборгский и Калининский районы Санкт-Петербурга. Это шестипролетная конструкция длиной 394,3 метра и шириной 34,6 метра.
Разводной пролет моста — однокрылый раскрывающегося типа. Его масса – рекордная в мировой практике – составляет 3237 тонн (с учетом противовеса). При разводке крыло моста поднимается за 4 минуты, достигая угла 67° к поверхности Невы.
Перильное ограждение — чугунная решетка художественного литья, состоящая из 280 секций. Ее узор изображает картуш: перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент; в просветах чугунных столбиков — морские животные.
Информация для туристов
Литейный мост окутан легендами и считается одним из самых загадочных мостов Петербурга. Существует предание, что на месте переправы когда-то стоял «мост-оборотень», под которым в безлунные ночи образовывался черный водоворот — он затягивал людей, а из водоворота вылезала нечистая сила. По другой легенде на дне Невы лежит кровавый валун, на котором в глубокой древности приносили человеческие жертвы. Говорят, что камень, прозванный в народе Древним Атаканом, мстит людям — именно с ним связывают множество погибших рабочих на строительстве Литейного моста в 1870-е годы.
Гуляя по городу в пору петербургских белых ночей, постарайтесь пройти по Литейному проспекту в сторону Невы во время разводки моста: перед вами откроется незабываемая, мистическая картина.