+7 (812) 577-78-43
Юбилей Монастырского моста
60-летний юбилей в 2024 году отмечает Монастырский мост, перекинутый через реку Монастырку по оси проспекта Обуховской Обороны, поблизости от Александро-Невской лавры. 60 лет назад здесь была сооружена современная переправа.
История
История моста насчитывает почти 200 лет. Первый деревянный мост, перекинутый через реку Монастырку в этом месте, известен с 1821 года. Это был деревянный однопролетный арочный мост на каменных устоях, облицованных гранитом.
В XVIII веке по левому берегу Невы от Александро-Невской лавры в Шлиссельбург проложили почтовую дорогу. С 1733 года до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога, затем — Шлиссельбургский тракт, со второй половины XIX века за ней закрепилось название Шлиссельбургский проспект. С 1952 года трасса получила свое современное название — проспект Обуховской Обороны.
Мост через реку Монастырку по оси Шлиссельбургской дороги находился несколько выше по течению относительно своего сегодняшнего расположения. Его назвали Шлиссельбургским, а в 1836 году переименовали в Александровский по Александро-Невской лавре. (Название Шлиссельбургский перешло на соседний мост, перекинутый через Обводный канал у его истока).
Во второй половине XIX века мост называли также Благовещенским и Тихвинским — по одноименным церкви и кладбищу Александро-Невской лавры. Современное название закрепилось за переправой в 1891 году — по реке Монастырке.
Реконструкции и ремонты
В 1887 году мост реконструировали в дереве по проекту и под наблюдением инженера М.Ф. Андерсина. Дощатая арка пролетного строения была заменена новой, из дубового бруса. Отремонтирована гранитная облицовка устоев, установлены новые железные перила, на въездах обновлена булыжная мостовая. Реконструкция была связана с прокладкой линии пригородного парового трамвая.
К 1914 году деревянное пролетное строение обветшало, и его укрепили вспомогательными деревянными опорами. На смену паровому трамваю пришел электрический.
В 1926–1927 годах мост полностью перестроили по проекту инженеров В.Д. Васильева и О.Е. Бугаевой. Деревянную арку пролетного строения заменили железобетонной. Проезжая часть опиралась на арки посредством железобетонных колонн. Устои также стали железобетонными. Общая длина моста составляла 34,85 метров, ширина — 25,3 метров.
Новый Монастырский мост по своему архитектурному облику напоминал Шлиссельбургский мост, перестроенный по проекту тех же инженеров Васильева и Бугаевой в 1928–1929 годах.
В 1960 году, в связи со строительством моста Александра Невского, произведена перепланировка прилегающих территорий. Монастырский мост был демонтирован. В 1961–1964 годах по проекту института «Ленгипротрансмост» соорудили новый однопролетный железобетонный мост. Авторы проекта — инженер А.Д. Гутцайт и архитектор Л.А. Носков.
Характеристика моста
Монастырский мост перекинут через реку Монастырку в створе проспекта Обуховской обороны, соединив Безымянный и Монастырский острова. Длина моста — 39,9 метров, ширина — 34,7 метра.
Мост однопролетный железобетонный балочно-разрезной системы. Устои массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Перильное ограждение металлическое простого рисунка, на устоях — гранитные тумбы.
Информация для туристов
Поблизости от Монастырского моста расположена Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — действующий православный мужской монастырь и один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Монастырь был основан Петром I в 1713 году.
Почти вплотную к мосту примыкает Никольское кладбище — третье из кладбищ Александро-Невской лавры. Оно было основано в 1861 году, а в 1870-х годах получило название по имени церкви св. Николая Мирликийского, построенной по проекту архитектора Г.И. Карпова. На Никольском кладбище покоятся художник Константин Маковский, историк Лев Гумилев, первый мэр города Анатолий Собчак и другие известные петербуржцы.