+7 (812) 577-78-43
Юбилей Моста Шаумяна
Юбилейную дату отмечает в 2028 году мост Шаумяна, перекинутый через реку Охту в створе проспекта Шаумяна в Красногвардейском районе. Переправа была построена в 1968 году.
История
Первая переправа здесь, в излучине реки Охты, существовала еще в 1913 году и, судя по обозначениям на картах, это был лодочный перевоз. Он соединял район Малая Охта с Матросской слободой, где в то время находились заводы стройматериалов и Лесная биржа.
С середины 1920-х годов переправа на картах больше не отмечалась, вплоть до открытия в 1968 году современного моста Шаумяна. Мост получил свое название по одноименному проспекту, а тот, в свою очередь, был наименован в память о революционере, политическом деятеле, журналисте С.Г. Шаумяне (1878–1918).
Интересна история строительства проспекта Шаумяна. Он появился в 1941 году на Малой Охте и изначально не пересекал реку Охту. Магистраль проходила от Новочеркасского проспекта на юго-восток, мимо Малоохтинского старообрядческого кладбища (ранее здесь располагались Малый проспект и Новая улица).
На Большой Охте по трассе современного проспекта Шаумяна проходила Магнитогорская улица (историческое название — Зубов переулок). Она шла с севера на юг и доходила до правого берега реки Охты.
В 1950-х годах Магнитогорскую улицу повернули на восток и продлили до проспекта Энергетиков, а в 1960-х годах проспект Шаумяна протянули дальше на юг. Реку Охту он пересек только в 1978 году, когда это наименование присвоили отрезку бывшей Магнитогорской улицы от Красногвардейской площади до моста Шаумяна.
Проспект и мост Шаумяна на современной карте Санкт-Петербурга можно увидеть на странице моста в разделе «Мосты Петербурга».
Таким образом, в 1968 году новый мост соединил проспект Шаумяна и бывшую Магнитогорскую улицу. Проект переправы разработали специалисты института «Ленгипроинжпроект» — инженер П.П. Рязанцев и архитектор Л.А. Носков.
Характеристики моста
Мост Шаумяна, перекинутый по одноименному проспекту через реку Охту, соединяет исторические районы Большая Охта и Малая Охта. Это трехпролетное железобетонное сооружение балочно-неразрезной системы. Длина моста — 72,9 метра, ширина — 19 метров.
Мост косой в плане, угол между продольными осями моста и руслом реки Охты составляет 51 градус. Пролетное строение — из железобетонных балок с криволинейным очертанием нижнего пояса. На концевых балках расположены противовесы, для которых в устоях предусмотрены колодцы.
Устои массивные, из монолитного железобетона, на свайном основании, облицованы гранитом. Промежуточные опоры железобетонные на высоком свайном ростверке, облицованы гранитом от ригеля до поверхности воды.
У левобережного устоя сооружены лестничные спуски к реке. Перильное ограждение чугунное художественного литья на гранитных тумбах.
Информация для туристов
Охта находится в стороне от туристических маршрутов. Однако у района богатая история. Ниже по течению от моста, в устье реки Охты, в допетровские времена располагалась шведская крепость Ниеншанц, построенная в 1611 году на месте шведской крепости Ландскрона и русского поселения Невский городок. Ниеншанц был взят войсками Петра I в апреле-мае 1703 года, в ходе Северной войны.
В 1720-х годах тут, на правом берегу реки Охты, находились Охтенские слободы, где по указу Петра I селились корабельные плотники, свезенные из разных частей страны для строительства русского флота. Одним их таких поселений стала Матросская слобода, расположенная в излучине реки на Большой Охте. В XIX веке это место сделалось промышленным районом Санкт-Петербурга. Сегодня это деловой район: в зданиях бывших заводов и фабрик и в новых современных зданиях размещаются бизнес-центры.