+7 (812) 577-78-43
Юбилей Нижнего Лебяжьего моста
В 2028 году отмечает 295-летний юбилей первый, деревянный, Нижний Лебяжий мост, построенный в 1733 году. Мост перекинут через Лебяжью канавку в том месте, где она впадает в реку Мойку.
История
Лебяжья канавка была прорыта в 1711–1719 годах для осушения болотистой территории, на которой разбили Царицын луг (ныне Марсово поле). Вдоль западной границы Царицына луга проходил такой же канал — Красный, впоследствии он был засыпан.
Первоначально Лебяжья канавка носила название Летний канал, по Летнему саду, затем канал переименовали, так как на нем стали селиться лебеди из искусственных прудов Летнего сада. В первой половине XVIII века через канал было переброшено четыре деревянных моста, один из них – Нижний Лебяжий.
Построенная в 1733 году по проекту голландского мастера Германа ван Болеса, переправа в нижней части Лебяжьей канавки представляла собой деревянную конструкцию балочной системы на свайном основании. Это был мост арочного типа с пологим сводом и деревянными перилами. Опоры и пролетное строение были обшиты досками, покрашенными под камень.
В декабре 1836 года по проекту инженеров П.П. Базена и А.Д. Гетмана в устье Лебяжьей канавки началось строительство нового, каменного моста. Через полгода здесь был сооружен однопролетный арочный мост с массивным кирпичным сводом и опорами из бутовой кладки на свайных ростверках. Фасады и опоры моста облицевали финским гранитом.
В конце XVIII — начале XIX века мост недолго назывался 1-й Царицынский, по расположенному рядом Царицыну лугу. Современные названия Верхний и Нижний Лебяжий мосты известны с 1849 года, они обозначают расположение мостов по течению Лебяжьей канавки.
В XX веке также иногда использовались названия Верхне-Лебяжий и Нижне-Лебяжий мост.
Реконструкции и ремонты
Каменный мост возводили в очень сжатые сроки, что отрицательно сказалось на качестве постройки. Вскоре после открытия переправы кирпичный свод дал трещину, которая постоянно росла. В 1842 году комиссия обследовала мост и зафиксировала «раскрытие швов» в основании гранитных арок. Мост отремонтировали, забив медные клинья в раскрытые швы, но в 1846 году обнаружилось, что клинья выпали, а кирпичный свод осел и крошится.
В 1847–1848 годах переправу снова отремонтировали, но мост продолжал разрушаться. В те же годы был разработан проект реконструкции моста, однако он не был реализован.
В 1880 году, согласно инвентарной описи, конструкция Нижнего Лебяжьего моста представляла собой параболический кирпичный свод, с фасадов облицованный гранитом.
К началу XX века состояние Нижнего Лебяжьего моста было признано неудовлетворительным, и в 1924 году его закрыли для движения. В 1925 году проведена реконструкция переправы по проекту Б.Д. Васильева и А.Д. Саларева. Кирпичный свод заменили железобетонным. Отреставрировали чугунные перила моста. После реконструкции исторический облик Нижнего Лебяжьего моста не изменился.
Последний по времени ремонт переправы был выполнен в 2002 году, к 300-летию Санкт-Петербурга. По заказу СПб ГБУ «Мостотрест» были отреставрированы гидроизоляция и перила, заасфальтирована проезжая часть, переложены гранитные плиты тротуаров.
Характеристики моста
Нижний Лебяжий мост расположен в устье Лебяжьей канавки и соединяет 1-й Адмиралтейский остров с островом Летний сад. Длина моста — 19,55 метров, ширина — 19,85 метров. По конструкции это однопролетный арочный мост с пролетным строением в виде железобетонного свода коробового очертания, рассчитанного как упругая арка.
Перила моста — чугунные решетки художественного литья на чугунных тумбах, выполнены по рисунку, приписываемому архитектору К.И. Росси.
Информация для туристов
Нижний Лебяжий мост расположен в самом сердце Петербурга, среди исторических садов и парков. Поблизости находятся такие знаменитые достопримечательности Северной Столицы, как Летний сад с Летним дворцом Петра I и уникальной коллекцией скульптур, Инженерный (Михайловский) замок и Марсово поле.
Мост входит в число популярных мест у туристов и новобрачных.