+7 (812) 577-78-43
Юбилей Пенькового моста
155-летнюю годовщину со дня открытия отмечает в 2028 году металлический Пеньковый мост в Кронштадте. Он перекинут через Обводный канал в створе Петровской улицы и славится уникальной мостовой из чугунных шашек, сохранившейся до наших дней.
История моста
Первые деревянные переправы через кронштадтский Обводный канал появились в 1780-х годах. Канал был прорыт для нужд Адмиралтейства, которое Екатерина II планировала перевести из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Строительство Обводного канала велось вплоть до 1844 года, а мосты через него, в том числе и Пеньковый, видны на планах города уже в 1785 году.
Всего через Обводный канал перекинули 5 мостов, все они были деревянными и разводными, чтобы пропускать по каналу парусные суда с высокими мачтами. Это мосты Синий, Советский, Пешеходный, Пеньковый и Офицерский (последний мост не сохранился).
Пеньковый мост получил название по располагавшемуся поблизости пеньковому сараю канатно-прядильного завода, построенного для Адмиралтейства на берегу восточного участка Обводного канала в 1784-1786 гг.
Металлическую неразводную переправу соорудили на месте деревянного Пенькового моста в 1873 году, но история знаменитой чугунной мостовой начинается раньше.
К востоку от моста с 1854 года начал работать Пароходный завод, где строили паровые канонерские лодки. В те же годы управляющий заводом инженер-капитан Соколов посетил США, где обратил внимание на мостовые Нью-Йорка и Бостона, замощенные чугунными шашками по методу инженера Кнаппа. В 1858 году такими же шашками – впервые в России – замостили внутренний двор Пароходного завода. Для этого поверхность двора тщательно укатали и засыпали щебнем, затем уложили чугунные шашки, соединенные между собой шипами, отверстия в шашках засыпали щебнем, и полотно металлической мостовой утрамбовали.
В 1860 году по повелению великого князя Константина Николаевича такая же чугунная мостовая появилась на 160-метровом участке дороги вдоль ограды Нового Адмиралтейства у Пенькового моста, а через два года шашками замостили Петровскую и некоторые соседние улицы Кронштадта.
Металлический Пеньковый мост был построен в 1873 году, перестроен в 1887-1888 годах.
Чугунная мостовая прослужила до 1941 года и была разобрана в блокаду, когда крупнозернистый чугун потребовался для изготовления 70 тыс. корпусов мин. Лишь небольшой участок подлинной мостовой сохранился на Пеньковом мосту. Это уникальный образец дорожного строительства второй половины ХIХ века.
Реконструкции и ремонты
В 1971-1972 гг. Пеньковый мост капитально отремонтировали по проекту института «Ленгипроинжпроект», ГИП — Б.Э. Дворкин. В соответствии с архитектурно-реставрационным заданием, на мосту сохранено покрытие из чугунных шашек.
Последний ремонт моста выполнен в 2019 году. Проектная документация разработана ГУП «Ленгипроинжпроект» совместно с ООО «Научно-проектный реставрационный центр», генеральный подрядчик — ООО «Каст». Проведены работы замене деформационных швов, антикоррозийной защите металлоконструкций пролетного строения.
В ходе ремонта отреставрированы и частично заменены исторические чугунные шашки проезжей части, т.к. большая половина из них была изношены и не подлежала восстановлению. В общей сложности на мосту уложено около 5,5 тыс. чугунных шашек, из них 448 – исторические.
Также были заменено покрытие тротуаров, отреставрированы перила, гранитные блоки устоев и парапетов моста.
Характеристики моста
Пеньковый мост перекинут через Обводный канал в створе улицы Петровской в Кронштадте. Длина переправы – 20,6 метров, ширина – 16,5 метров.
Мост металлический однопролетный балочной системы. Пролетное строение состоит из восьми сварных двутавровых балок, объединенных ортотропной плитой проезжей части с продольными ребрами и поперечными двутавровыми балками. Верхний пояс очерчен по кривой, нижний пояс – прямолинейный.
По металлической плите уложен защитный слой из гидротехнического бетона с металлической сеткой и чугунная шашка покрытия. Пустоты шашек заполнены специальным двухкомпонентным составом.
Устои выполнены из бутобетонной кладки с навесной гранитной облицовкой, являющейся продолжением гранитных стенок набережной. В основании устоев – гранитные плиты на деревянных лежнях. Для сопряжения устоев с насыпью применены железобетонные переходные плиты.
Перила на мосту металлические. Освещение уличное.
Пеньковый мост — объект культурного наследия России регионального значения.
Информация для туристов
Рядом с Пеньковым мостом на Петровской ул., 7, привлекает внимание старинное здание в кирпичном стиле с элементами модерна. На этом месте с 1868 года располагалась Школа кочегаров — первое учебное заведение для подготовки младших специалистов парового и броненосного флота, с 1885 года — Машинная школа Балтийского флота.
Сохранившееся здание школы построено в 1907 году.
В советские годы учебное заведение называлось Электромеханическая школа имени А. Г. Железнякова Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота. Расформирована в 2006 году.