+7 (812) 577-78-43
Юбилей Почтамтского моста
4 августа 2024 года 200-летний юбилей отмечает Почтамтский цепной пешеходный мост через реку Мойку. Это единственный в Петербурге висячий мост, где сохранилась (точнее, была восстановлена) оригинальная конструкция, созданная в первой четверти XIX века. Мост соединил Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.
История
Первая переправа в этом месте существовала с конца XVIII века. Это был деревянный четырехпролетный мост балочной конструкции на свайном основании. Он вскоре обветшал и потребовал замены.
Переправа создана по проекту инженера Вильгельма фон Треттера и архитектора Василия Христиановича. Конструкция малого цепного моста здесь представлена в ее чистом виде: однопролетный висячий цепной мост, где деревянное полотно поддерживается четырьмя объединенными попарно цепями, состоящими из 19 звеньев. Цепи на берегах прикреплены к четырем чугунным дугам-квадрантам с обелисками высотой 2,45 метра, увенчанными золочеными металлическими шарами. Пролетное строение на тот момент было деревянным, перилами служила чугунная решётка художественного литья.
Сооружение нового пешеходного моста началось 10 сентября 1823 года, построен он был за 11 месяцев. Работами руководил сам В. фон Треттер. Все металлические части переправы были изготовлены на заводе Берда в Петербурге, сборку деталей моста также выполнили рабочие Берда.
4 августа 1824 года мост открылся для пешеходов. Официального открытия не было, но именно в этот день, как отмечал В. фон Треттер в своей докладной записке, пешеходы самочинно начали эксплуатацию переправы, не дождавшись даже установки перил, «поелику невозможно остановить проходящих».
Мост достраивали уже в процессе эксплуатации. Первоначально в официальных документах он назывался Малый Цепной мост через Мойку, затем Цепной пешеходный и Прачешный — по Прачешному (ныне Прачечному) переулку, в створе которого он находится. С 1851 года за мостом закрепилось название Почтамтский — по расположенному поблизости зданию Главного Почтамта.
В 1822–1827 годах в Санкт-Петербурге было построено семь цепных висячих мостов, из которых до наших дней сохранились лишь три: Банковский и Львиный через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) и Почтамтский мост через Мойку. При этом Банковский и Львиный мосты фактически являются балочными, где цепи выполняют лишь декоративную функцию.
Таким образом, только Почтамтский мост дошел до нас в своей исторической конструкции.
Реконструкции и ремонты
Почтамтский мост был построен с отклонениями от проекта, поэтому вскоре стали выявляться дефекты, которые привели к просадке настила. Обследование, проведенное в 1827 году, показало, что три из четырех обелисков, держащих цепи, все больше отклоняются от вертикали в сторону реки.
В 1902 году, чтобы облегчить конструкцию, художественную чугунную решетку перильного ограждения заменили облегченной металлической простого рисунка.
В 1905 году, после катастрофы на Египетском цепном мосту, решено было укрепить Почтамтский мост. Под руководством инженера Б.В. Бальди под пролетное строение подвели две деревянные опоры. Так висячий однопролетный мост стал трехпролетным балочным, где чугунные обелиски и цепи выполняли только декоративные функции.
В 1953 году мост реконструировали: деревянное пролетное строение заменили металлическими балками, речные опоры обшили досками.
В 1956 году по инициативе главного инженера «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») П.П. Степнова и по проекту архитектора А.Л. Ротача восстановлена историческая чугунная решетка перильного ограждения. В 1968 году покрыли позолотой шары на чугунных обелисках.
В 1981–1983 годах была восстановлена историческая конструкция переправы, и Почтамтский мост вновь стал цепным висячим, как его задумывал и строил В. фон Треттер. Проект реконструкции разработали специалисты института «Ленгипроинжпроект» Б.Б. Дворкин и Р.Р. Шипов, строительные работы выполнялись силами РСУ «Ленмосттреста» под руководством главного инженера Д.М. Лабутина.
Промежуточные опоры разобрали, каменные устои отремонтировали, металлические элементы заменили новыми. Пролетное строение изготовили на Судоремонтном заводе в Петрокрепости, цепи — на Канонерском заводе, а веерообразные сектора-пилоны – на Кировском заводе.
2 февраля 2001 года на Почтамтском мосту возникла аварийная ситуация: лопнуло звено наружной цепи с низовой стороны моста. Случилось это, по разным источникам, то ли из-за морозов, то ли из-за того, что по мосту кто-то проехал на автомобиле.
14 февраля движение по мосту возобновилось, но переправу вновь пришлось укрепить — под пролетное строение были подведены две временные металлические опоры.
В 2003 году мост капитально отремонтировали по проекту ЗАО «Институт «Стройпроект», инженер Ю.Б. Девичинский. В ходе ремонта полностью заменены цепи — их выковали на заводе «Адмиралтейские верфи», увеличив диаметр в 1,5 раза. Усовершенствована балка жесткости, отреставрированы перила, пилоны и детали художественного декора. На время ремонта пролетное строение было полностью демонтировано, работы производились на базе подрядчика — компании «Мостспецмонтаж». 29 декабря 2003 года обновленный Почтамтский мост был введен в эксплуатацию.
Характеристики моста
Почтамтский пешеходный мост перекинут через реку Мойку в створе Большой Морской улицы и Прачечного переулка. Это однопролетное цепное висячее сооружение, длина его составляет 39 метров, ширина — 2,5 метра.
Интересно, что перильные ограждения моста не крепятся к пилонам, что обеспечивает элементам конструкции свободу движения и делает их более долговечными.
Информация для туристов
На левом берегу реки Мойки недалеко от Почтамтского моста расположен двухэтажный дом желтого цвета (дом № 86). Здесь жил знаменитый архитектор Огюст Монферран в годы строительства Исаакиевского собора. В 1836–1839 годах зодчий переделал дом под свой особняк.
На правом берегу стоит обратить внимание на бывший Дворец культуры работников связи (ныне региональный учебный центр Почты России), перестроенный из бывшей Немецкой реформатской церкви. Церковь в псевдороманском стиле возвели в 1862–1865 годах по проекту Г.А. Боссе, а в 1940 году перестроили в стиле конструктивизм по проекту П.М. Гринберга и Г.С. Райца.