+7 (812) 577-78-43
Юбилей Шкиперского моста
30-летний юбилей отмечает в 2027 году Шкиперский мост, перекинутый через одноименный канал в створе улицы Шкиперский проток в Галерной гавани. В 1997 году здесь была сооружена современная переправа.
История моста
История Шкиперского моста связана с историей Галерной гавани и восходит к Петровской эпохе. Строительство гавани началось в 1721 году по указу Петра I. Здесь же, в западной части Васильевского острова, Пётр основал небольшое поселение, которое называлось «матросской» или «шкиперской слободой». Руководил строительством архитектор Доменико Трезини.
В конце 1720-х годов в устье речки Черной (другое название — Глухой проток, позднее – Шкиперский проток) был сооружен бассейн для гавани, сюда перевели все галеры из устья Фонтанки и сюда же поступали новые галеры с Адмиралтейских верфей. С Невской губой бассейн соединил прямой Шкиперский канал.
Первый мост в створе Шкиперского протока был перекинут через Шкиперский канал в середине 1820-х годов, его можно увидеть на планах Санкт-Петербурга 1828 года. Был он деревянным и много раз перестраивался.
В 1880 году Морское ведомство основало в Галерной гавани Пироксилиновый завод по производству взрывчатого вещества – пироксилина. Мост через Шкиперский канал оказался на территории этого предприятия. С 1910 года, после перевода производства на Охту, здесь находился Радиотелеграфный завод Морского Ведомства, в советские годы завод несколько раз менял название (сегодня он известен как завод радиоэлектроники «Прибой»).
Что касается Шкиперского протока, то к 1920 годам он был полностью засыпан, а название перешло к улице, которая прежде была набережной Шкиперского протока. Сегодня улица Шкиперский проток проходит от улицы Беринга до Прибалтийской площади.
Реконструкции и ремонты
В 1938 году границы радиозавода в Галерной гавани изменились, и Шкиперский мост оказался на открытой городской территории. Переправу решено было полностью перестроить. В 1938 году Ленмосттрест выполнил капитальную реконструкцию переправы.
После реконструкции мост стал трехпролетным балочно-разрезной системы. Пролетное строение состояло из металлических двутавровых балок постоянной высоты. Устои и промежуточные опоры — на деревянных сваях. Верхнее строение деревянное, состояло из брусчатых поперечин и дощатого настила. Тротуар был отделен от проезжей части деревянным отбойным брусом.
Переправу еще несколько раз ремонтировали, но к 1990-м годам мост обветшал и проржавел. В 1997 году старую переправу разобрали и соорудили металлический автомобильный мост с повышенной устойчивостью к коррозии.
Проект моста разработали специалисты «Ленгипроинжпроекта», автор — инженер Р.Р. Шипов. Работы производило ТОО «Пилон».
Характеристики моста
Шкиперский мост перекинут через Шкиперский канал в створе улицы Шкиперский проток в юго-западной части Васильевского острова. Это единственный мост через Шкиперский канал.
Длина моста – 34,6 метра, ширина – 7,7 метров. Мост однопролетный металлический, пролетное строение представляет собой разрезную балочную ферму с ездой понизу. Решетка фермы ромбическая, с дополнительными стойками. Пролетное строение состоит из двутавровых прокатных балок. Элементы ферм и проезжей части оцинкованы.
Опоры моста свайные, из металлических труб. Подпорная стенка за опорами — из дорожных железобетонных плит.
Тротуар отделен от проезжей части металлическим ограждением. С верховой стороны к стойкам фермы на высоте 75 см прикреплено на болтах металлическое полужесткое ограждение.
Информация для туристов
В районе Шкиперского моста интерес для туристов представляет водонапорная башня — памятник промышленной архитектуры Санкт-Петербурга XIX века. Она была возведена на западном берегу бассейна Галерной гавани в 1894 году для нужд Пироксилинового завода по проекту инженеров Куториха и Яковлева.
Башня, прямоугольная в плане, со скошенными углами, сложена из красного кирпича. Верхняя часть оформлена в виде деревянного сруба. До 1995 года башня работала и использовалась по прямому назначению. Сейчас она находится в частной собственности. Строение включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.