+7 (812) 577-78-43
Юбилей Сутугина моста
В 2024 году отмечает 45-летний юбилей пешеходный Сутугин мост, перекинутый через Бумажный канал у входа в исторический парк Екатерингоф. 45 лет назад здесь была открыта современная переправа.
История
История Сутугина моста берет начало во второй половине XVIII века, когда вокруг парка Екатерингоф был прорыт канал. Он вытекал из реки Екатерингофки, огибал парк с севера и востока и впадал в речку Таракановку. Назначение канала было чисто хозяйственным, он обслуживал бумагопрядильную фабрику, существовавшую здесь еще с петровских времен.
В конце XVIII века через канал перекинули деревянный балочный мост. Он связал Екатериногоф с Нарвской заставой — пограничным постом, находившемся на въезде в город по Нарвской дороге (сегодня здесь расположена площадь Стачек).
В 1870-х годах канал получил название Бумажный – по бумажной фабрике Л. Кенига, расположенной у истока канала, а проезд от моста к Нарвской заставе стал Сутугиной улицей — по находившемуся здесь владению купца Матвея Сутугина (ныне — Перекопская улица). По Сутугиной улице, в свою очередь, назвали и мост.
Реконструкции и ремонты
Мост, тогда еще безымянный, был перестроен в 1823 году по проекту инженеров П.П. Базена и Б.П.Э. Клапейрона в рамках возрождения парка Екатерингоф. Это было деревянное пятипролетное сооружение с пролетом 19,7 метров. Архитектурными достоинствами переправа, видимо, не отличалась, будучи построенной из «круглого дерева».
Инженер Клапейрон писал в пояснительной записке к проекту: «Употребление круглого дерева производит выигрыш в экономии, если кривизна его не отрабатывается тщательно… его преимущественнее перед другим употреблять при сооружении мостов на отдаленных дорогах, где главнейшую цель составляют экономия и прочность».
В 1945 году Сутугин мост перестроили, заменив деревянное пролетное строение металлическими двутавровыми балками.
В 1950-х годах, после реконструкции парка «Екатерингоф» (в то время — парк им. 30-летия ВЛКСМ), Сутугин мост стал пешеходным.
Современный металлический Сутугин мост был сооружен в 1979 году по проекту инженера проектной группы «Ленмосттреста» В.Н. Шлотского. Интересно, что при его сооружении были использованы стальные балки пролетного строения, сохранившиеся после реконструкции Головинского моста через Черную речку.
Характеристики моста
Сутугин мост перекинут через Бумажный канал в створе Перекопской улицы. Его длина — 25,7 метров, ширина — 9,8 метров. Мост закрыт для движения автотранспорта, для чего со стороны парка установлено металлическое ограждение.
Переправа представляет собой однопролетное металлическое сооружение балочно-разрезной системы. Пролетное строение — из двутавровых балок с криволинейным очертанием нижнего пояса. Устои массивные железобетонные на свайном основании.
Перила моста металлические сварные простого рисунка, на устоях — гранитные тумбы. Со стороны парка Екатерингоф мост украшают две вазы из красного гранита на высоких гранитных постаментах, стилизованные под XIX век.
Информация для туристов
Парк Екатерингоф, у входа в который расположен Сутугин мост, был основан в 1711 году Петром I, который подарил своей жене, царице Екатерине I, земли к юго-западу от Санкт-Петербурга.
К концу XVIII века Екатерингоф пришел в упадок, но 1823 году по инициативе генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М.А. Милорадовича и по проекту архитектора Огюста Монферрана была проведена его реконструкция. Парк был благоустроен и превращен в увеселительный сад, где проводились традиционные светские гулянья.
К началу ХХ века Екатерингоф оказался окружен со всех сторон промышленными предприятиями, и основную массу гуляющих составили рабочие и служащие фабрик Нарвской заставы.
После революции 1917 года парк отдали комсомольской организации. В 1920-х годах Екатерингоф переименовали в Сад имени 1 мая, а после Великой Отечественной войны — в Парк имени 30-летия ВЛКСМ. В 1992 году ему вернули историческое название и затем отреставрировали.
Сегодня парк Екатерингоф вновь стал традиционным местом семейного отдыха жителей Санкт-Петербурга.