+7 (812) 577-78-43
Юбилей Трехмостья
195-летний юбилей в 2027 году отмечает Трехмостье. Такое название носит группа мостов в Центральном районе Санкт-Петербурга, известная также как Тройной (Трехколенный, Трехарочный) мост. Эта уникальная архитектурная и инженерная конструкция была открыта 8 января 1832 года. Она связала два однопролетных металлических моста через Мойку и Екатерининский канал: Мало-Конюшенный и Театральный, а также Ложный или Пешеходный мост-дамбу. Трехмостье объединяет сразу три петербургских острова — Спасский, 1-й Адмиралтейский и Казанский.
История
Первый деревянный мост в этом месте, чуть выше по течению Мойки, был построен в первой четверти XVIII века. С 1738 года он назывался Красный — в створе моста проходил Красный канал, прорытый между Мойкой и Большой Невой для осушения территории в 1710-х годах и засыпанный в 1780-х.
В дальнейшем эта переправа носила название Царицынский мост (по Царицыну лугу, историческое название Марсова поля) и Театральный (по находившемуся рядом «Вольному Российскому театру»). В 1828 году он был разобран в связи с планом строительства новых мостов в месте слияния Мойки с Екатерининским каналом.
История Трехмостья берет свое начало в 1807 году, когда архитектор Карл Росси получил заказ на постройку дворца для великого князя Михаила Павловича, брата Александра I.
Зодчий не ограничился проектом дворца, а разработал план перепланировки всей территории между Екатерининским каналом и Фонтанкой. В созданный Росси единый архитектурный ансамбль вошли и два моста, соединенные общей основой в центре Мойки.
Проект новых чугунных мостов разрабатывался в 1807–1829 годах. Существовали две концепции. Согласно первой, архитектор В.И. Гесте и инженер Е.А. Адам предложили строить отдельные переправы. А архитекторы А.К. Модюи и В.И. Беретти, инженеры А.А. Бетанкур, П.П. Базен, В.К. Треттер и М.Г. Дестрем выдвинули другую идею — объединить мосты в единую группу. Именно этот проект был принят, и 8 июня 1829 года под руководством инженера В.К. Треттера и генерал-губернатора Санкт-Петербурга П. В. Голенищева-Кутузова началось строительство переправы.
8 января 1832 года три моста были приняты в эксплуатацию.
Характеристики мостов
Длина Мало-Конюшенного моста — 42,8 м, ширина — 20 м. Длина Театрального моста — 23 м, ширина — 15,5 м.
Устои мостов – массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом. Тюбинги (металлические элементы) обоих мостов отлиты на Александровском и Олонецком чугунолитейном заводах.
Декоративное оформление мостов выполнено в стиле позднего классицизма, в декоре преобладают элементы растительного орнамента. Чугунные перила с изображением пальметт и головы Медузы Горгоны увенчаны позолоченными круглыми светильниками-торшерами. Первоначально фонари были газовыми и настолько высокими, что фонарщики порою падали с них — по просьбе санкт-петербургского генерал-губернатора П.К. Эссена их укоротили.
Реконструкции и ремонты
В конце XIX века обсуждалась идея некоторых архитекторов перестроить Трехмостье, превратив его в единый мост-площадь. Этот проект не был реализован.
После событий 1917 года многие декоративные элементы мостов оказались утрачены или сильно повреждены. Их восстановили только в 1952–1953 годах по проекту архитектора А.Л. Ротача.
Первый капитальный ремонт Мало-Конюшенного и Театрального мостов, впервые более чем за 100 лет эксплуатации, был выполнен в 1936 годах. На мостах заменена изоляция, проезжую часть замостили каменным брусчатым покрытием — клейнпласфером, тротуары заасфальтировали, установили гранитный поребрик, отделяющий тротуары от проезжей части.
В блокаду мосты почти не пострадали, хотя расположенный рядом дом, построенный архитектором Адамини в начале XIX века, был частично разрушен попавшей в него бомбой.
В 1990–1997 годах Трехмостье ремонтировалось по проекту института «Ленгипроинжпроект». Несущие конструкции переправы были усилены под современные нагрузки, восстановлены все архитектурные детали.
Очередная реконструкция мостового ансамбля была выполнена в 1999 году, проект разработал инженер Б.Н. Брудно. Все три моста стали пешеходными, дорожное покрытие заменено каменным. В 2002 году в рамках программы «Светлый город» СПб ГУП «Ленсвет» на каждом мосту было установлено по 8 прожекторов декоративной подсветки.
В 2017 году Трехмостье вновь отремонтировали. Весь комплекс работ занял чуть менее полугода. За это время на каждом мосту были проведены, в общей сложности, 20 технологически разных ремонтно-реставрационных процессов, среди которых: восстановление окраски, восполнение утраченных элементов, золочение и окраска металлоконструкций и декоративных элементов.
Информация для туристов
Композиция из трех мостов не имеет аналогов в мире и принадлежит к объектам культурного наследия Российской Федерации.
Трехмостье окружено знаменитыми достопримечательностями Санкт-Петербурга. Так, на правом берегу реки Мойки находятся Марсово Поле и здание Круглого рынка, построенное в 1790-е годы по проекту Джакомо Кваренги, а на левом — здание Конюшенного двора и Конюшенная площадь.
Дальше, на канале Грибоедова, за Ново-Конюшенным мостом расположился Храм Спаса-на-Крови, возле которого действует рынок сувениров (до 2014 года этот рынок находился прямо у Тройного моста, но в связи с реконструкцией Конюшенного двора его пришлось перенести).
С «Тройным мостом» связаны романтические свадебные традиции. Считается, что если молодожены пройдут по всем трем мостам и поочередно посмотрятся в воды Мойки и канала Грибоедова, брак обязательно будет счастливым.