+7 (812) 577-78-43
Юбилей Варшавского моста
155-летний юбилей отмечает Варшавский мост, перекинутый через Обводный канал по оси Измайловского проспекта. В 1870 году в этом месте открылась однопролетная металлическая переправа.
История
В 1853 году на набережной Обводного канала была построена железнодорожная станция, которая обслуживала железную дорогу от Санкт-Петербурга до царской резиденции в Гатчине. В те же годы для проезда к новому вокзалу через канал перекинули деревянный мост балочно-подкосной системы. Он располагался чуть выше по течению от оси современного Варшавского моста.
15 декабря 1862 года открылась Петербурго-Варшавская железная дорога, и для сообщения с вокзалом, который получил статус международного, потребовался более основательный мост. Новую металлическую переправу соорудили в 1869–1870 годах на средства Общества Российских железных дорог. По проекту инженера Н.С. Серебренитского в продолжении Измайловского проспекта был построен стальной арочный однопролетный мост. Его назвали Варшавским — по станции Варшавской железной дороги.
При строительстве Варшавского моста были применены инновационные для того времени технические решения. Пролетное строение состояло из стальных клепано-сварных конструкций, вместо традиционных чугунных балок. Оно представляло собой двухшарнирную арку со сквозными надарочными конструкциями. Длина моста составляла 36 метров, ширина – 22,1 метра. На мосту установили металлическую решетку перильного ограждения.
Реконструкции и ремонты
В 1876 году мост уширили на 4,6 метра для прокладки рельсов конной железной дороги (конки).
В 1907–1908 годах конку на улицах Санкт-Петербурга сменил электрический трамвай. Потребовалась реконструкция и Варшавскому мосту через Обводный канал. Проект новой переправы был разработан под руководством выдающегося инженера-мостостроителя А.П. Пшеницкого (он же является автором проекта Дворцового моста).
На время строительства новой переправы через Обводный канал перекинули временный деревянный мост.
В результате перестройки моста проезжая часть была уширена до 30,6 метров за счет выноса тротуаров на консоли. Длина переправы и конструкция разводного пролета остались прежними, однако в архитектурном отношении мост стал значительно проще.
В 1954 году произведен ремонт гранитных парапетов на устоях Варшавского моста.
В 1983 году отремонтировали проезжую часть с заменой гидроизоляции, тротуары от проезжей части отделили гранитным парапетом.
К 2006 году переправа пришла в неудовлетворительное состояние из-за коррозии пролетного строения. С ноября 2006 года по август 2007 года был произведен капитальный ремонт моста. Работы производились силами ООО «Ризалит». На время ремонта был сооружен временный пешеходный мост ниже по течению Обводного канала.
В ходе реконструкции были заменены заржавевшие металлоконструкции пролетного строения и расширена проезжая часть. Трамвайные пути демонтировали. 24 августа 2007 года переправа открылась для автомобильного и пешеходного движения.
Характеристики моста
Варшавский мост перекинут через Обводный канал в створе Измайловского проспекта. Это однопролетный металлический мост длиной 38,4 метров и шириной 30,9 метров.
Пролетное строение по конструктивной схеме подобно 1-му Садовому, Поцелуеву и Пантелеймоновскому мостам. Устои бутовой кладки, облицованные известняковой плитой, выдвинуты в русло канала.
Перильные ограждения представляют собой металлическую решетку с геометрическим рисунком, разделенную металлическими тумбами. На открылках устоев установлены гранитные парапеты.
Переправа принадлежит к числу объектов культурного наследия России регионального значения.
Информация для туристов
В створе Варшавского моста расположено историческое здание бывшего Варшавского вокзала – одного из старейших вокзалов России.
Первое здание станции Варшавской железной дороги было построено в 1852–1853 годах по проекту архитектора К.А. Скаржинского. Пять лет спустя на его месте возвели новый вокзал, автор проекта — архитектор П.О. Сальманович. Каркас из железа со стеклянным заполнением, перекрывавший весь проем посадочных платформ, отвечал передовым архитектурным тенденциям того времени.
15 мая 2001 года Варшавский вокзал закрыли на реконструкцию, поезда с него были переведены на Балтийский и другие вокзалы. С 2006 года в историческом здании располагается торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс».