+7 (812) 577-78-43
Юбилей Верхнего Лебяжьего моста
В 2028 году отмечает свой 260 летний юбилей каменный Верхний Лебяжий мост, сохранивший свой архитектурный облик до наших дней. Мост перекинут через Лебяжью канавку там, где она вытекает из Невы.
История
Лебяжью канавку прорыли в 1711–1719 годах для осушения болотистой территории, где был разбит Царицын луг (ныне Марсово поле). Вдоль западной границы Царицына луга проходил такой же канал — Красный, впоследствии он был засыпан.
В то время через Лебяжью канавку было переброшено четыре деревянных моста, и первым из них стал мост, построенный в 1711–1715 годах у истока канала. Это была деревянная переправа с подъемным разводным пролетом, сооруженная по проекту голландского мастера Германа ван Болеса.
Канал первоначально назывался Летним, по Летнему саду, затем его переименовали в Лебяжью канавку, так как на ней стали селиться лебеди из искусственных прудов Летнего сада. В некоторых источниках фигурирует речка Лебединка, протекавшая на месте Лебяжьей канавки в допетровские времена. Сторонники этой версии упоминают и первое название моста — Лебединый.
В 1754 году мост перестроили в дереве. А в 1762 году по указу Екатерины II началось строительство гранитных набережных Невы. Руководил работами выдающийся русский архитектор Ю.М. Фельтен.
Ю.М. Фельтен, портрет работы С.С. Щукина
В 1767–1768 годах в верховьях Лебяжьей канавки соорудили каменный однопролетный арочный мост, сохранившийся практически в неизменном виде до сегодняшнего времени. Проект переправы разработали архитектор И.Л. Росси и «квадраторного дела мастер» Т.И. Насонов.
Мост назвали Лебяжьим (так же назывался в то время и Нижний Лебяжий мост).
В 1836–1846 годах переправу переименовали в Лебяжий Каменный — в отличие от остальных, деревянных, мостов через канал. Современные названия Верхний и Нижний Лебяжий мосты известны с 1849 года, они обозначают расположение мостов по течению Лебяжьей канавки.
Реконструкции и ремонты
В 1840–1845 годах обследования Верхнего Лебяжьего моста показали осадку опор и деформацию кладки свода. В 1847 году был подготовлен проект перестройки моста: параболический свод планировалось заменить новым кирпичным с циркульным очертанием, а пяты свода — поднять над уровнем реки на 1 метр. Этот проект не был реализован, равно как и следующий, который в 1908 году разработал инженер К.В. Ефимьев.
Только в 1927–1928 годах по проекту инженера Л.А. Крушельницкого Верхний Лебяжий мост капитально отремонтировали без изменения его конструкции и архитектурного облика.
В 1934 году выполнен ремонт изоляции свода.
Характеристики моста
Верхний Лебяжий мост расположен у истока Лебяжьей канавки и соединяет 1-й Адмиралтейский остров с островом Летний сад. Длина переправы — 12,5 метров, ширина — 30,4 метров. По конструкции это однопролетный каменный мост с параболическим очертанием свода в виде бесшарнирной арки. С фасадов мост облицован гранитом. Устои массивные каменные из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом.
Ограждение представляет собой сплошной гранитный парапет, примыкающий к парапетам Дворцовой набережной. На тротуарах — гранитные плиты. Тротуары от проезжей части отделены гранитным поребриком.
Мост составляет единый архитектурный ансамбль с Дворцовой набережной и оградой Летнего сада и является объектом исторического и культурного наследия федерального значения.
Информация для туристов
Верхний Лебяжий мост расположен в самом сердце исторического центра Петербурга. На правом берегу Лебяжьей канавки стоит памятник архитектуры XVIII века, известный как Дом Бецкого и Дворец принца Ольденбургского. Это — особняк в стиле классицизм, построенный в 1787 году по проекту Ю.М. Фельтена и Ж.-Б. Валлен-Деламота.
На левом берегу — Летний сад с его уникальной решеткой работы Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова.