+7 (812) 577-78-43
Новости
120-летний юбилей отмечает 29 мая Троицкий мост
29.05.2023
120-летний юбилей отмечает 29 мая (16 мая по старому стилю) 2023 года Троицкий мост через Неву. Постоянный мост на месте наплавной переправы открылся в 1903 году.
Наплавной (плашкоутный) мост между Суворовской и Троицкой площадями был сооружен в 1827 году. Мост был самым длинным из наплавных переправ Северной столицы — более 500 метров. От других плашкоутных мостов Троицкий отличался своим богатым металлическим декором. Фонарные столбы были выполнены в виде пучков пик, увенчанных двуглавыми орлами. Пирамидальные обелиски украшены овальными щитами с перекрещенными мечами. Декоративные металлические элементы моста покрасили черным лаком, а литые чугунные детали покрыли сусальным золотом.
Потребность в постоянной переправе созрела к концу 1870-х годов. Домовладельцы, в основном, жившие на Петроградской стороне, неоднократно обращались к властям Петербурга с просьбой построить постоянный мост через Неву. Переправа нужна была не только для удобства сообщения, но и на случай экстренной эвакуации во время наводнений.
Первые проекты постоянного Троицкого моста относятся к 1883 году, но окончательное решение было принято в 1891 году и приурочено к 25-летию брачного союза императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. 9 октября 1891 года Санкт-Петербургская Городская дума постановила: «Построить через р. Большую Неву, на месте нынешнего плавучего деревянного моста постоянный из камня и железа мост с наименованием его Александро-Мариинским». Однако сам Александр III распорядился сохранить историческое наименование моста — Троицкий.
В 1897 году Николай II утвердил проект французской фирмы «Батиньоль». Согласно контракту на сумму 5 200 тыс. руб. фирма получила подряд на строительство. Специальным пунктом оговаривалось, что мост должен быть построен из российских материалов русскими рабочими.
Мост был заложен 12 августа 1897 года в рамках «Французской недели» в Петербурге. На торжественной церемонии присутствовали император Николай II и президент Французской республики Феликс Фор. Император, члены царской семьи и французский президент положили в основание моста со стороны Суворовской площади по золотой монете.
Архитектурный проект Троицкого моста разработали французские архитекторы Винсент Шаброль и Рене Патульяр. Они создали декор, еще более богатый, чем был на наплавной переправе. При въезде на мост со стороны Марсова поля установили гранитные обелиски, украшенные бронзовыми рострами кораблей и увенчанные двуглавыми орлами. На постоянных пролетах — чугунные перила художественного литья (на разводном пролете — более легкая металлическая решетка).
Вместо земляной дамбы, насыпанной при строительстве наплавного моста на правом берегу Невы, была сооружена по проекту инженера Г.Г. Кривошеина трехпролетная гранитная аркада длиной почти 90 метров.
К маю 1903 года новый Троицкий мост был построен. Церемонию открытия приурочили к 200-летию Петербурга. 16 мая (29 мая по новому стилю) Император Николай II нажал на символическую электрическую кнопку, приводящую в действие разводной механизм (кнопка не была подключена к механизму, мост развели одновременно с ее нажатием). Затем мост навели, и по нему торжественно проследовали члены августейшей фамилии.
В 1908 году по Троицкому мосту пустили трамвай. С открытием новой переправы начался новый этап жизни Петроградской стороны. Район стал модным, всего за десять лет здесь было построено множество каменных домов, большинство — в стиле «петербургский модерн».
Мост претерпел несколько переименований. В 1918 году его назвали в стиле революционной романтики — мостом Равенства, в декабре 1934 года он стал Кировским, в память об убитом государственном деятеле С.М. Кирове. 4 октября 1991 переправе возвратили историческое наименование — Троицкий мост.
Мост ремонтировали несколько раз, в том числе, в годы войны — в 1942 году в его пролет попала немецкая авиабомба. Главные реконструкции переправы были выполнены в 1965–1967 годах и в 2001–2003 годах. Подробнее об истории Троицкого моста можно узнать на юбилейной странице, посвященной открытию Кировского моста после реконструкции, и на основной странице в разделе «Мосты Петербурга».