+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

Внимание! Отмена разводки мостов по метеоусловиям. Мост А.Невского будет закрыт для движения транспорта и пешеходов с 2.20 до 5.00

Все понятно!
Пресс-служба О пресс-службе Новости Пресса о нас Видео альбом Информация для СМИ Медиаматериалы
Новогоднее оформление фасада СПб ГБУ "Мостотрест", 2019 год Губернаторский смотр яхт. Балтийская яхтенная неделя 2018 Велопробег 11 августа 2018 года, посвященный Дню строителя Генеральная репетиция Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге 26 июля 2018 года Открытие фотовыставки "Крылья мостов", 4 октября 2016 года Проход крейсера "Аврора" к месту вечной стоянки (сюжет телеканала "Санкт-Петербург") Программа "Мы строим Петербург!", посвященная механикам СПб ГБУ "Мостотрест" (телеканал "Санкт-Петербург") Пресс-конференция, Медиацентр Правительства Санкт-Петербурга, 31.03.2016 Конкурс рисунков "Петербург - город мостов", школа № 233 Красногвардейского района СПб, 26.04.2016 Награждение почетными грамотами сотрудников отдела кадров СПб ГБУ "Мостотрест", 28.04.2016 Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда, 06.05.2016 Информационная передача о деятельности СПб ГБУ "Мостотрест" Презентационный ролик о СПб ГБУ "Мостотрест"
Контакты пресс-службы

Новости

Дворцовый мост отмечает свой 105-летний юбилей

23.12.2021

23 декабря исполняется 105 лет со дня открытия Дворцового моста, всемирно известной «визитной карточки» Санкт-Петербурга.  В этот день в 1916 году по постоянной переправе, соединившей Дворцовую площадь со стрелкой Васильевского острова, проехал первый экипаж.

Первый мост через Неву появился на этом месте уже в 1727 году. Наплавной Исаакиевский мост был расположен ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковским дворцом. Он состоял из деревянных барок-плашкоутов и был временным: мост наводили в период навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.

В 1850 году был открыт первый постоянный мост через Неву — Благовещенский. По просьбам горожан наплавной мост перенесли к Зимнему Дворцу, где до тех пор действовал лодочный перевоз. Плашкоутный Дворцовый мост работал круглый год.

К концу XIX века старые плашкоуты начали протекать и тонуть. Власти Петербурга приняли решение о строительстве постоянной переправы. В 1901 году объявлен конкурс на лучший проект моста, но из предложенных 27 работ не была принята ни одна. Комиссия объявила конкурс повторно, и его победителем был признан проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера.

Дворцовый мост должен был стать «художественной связью между красотой Томоновской набережной с Биржей, ростральными колоннами, Академией Наук Кваренги и местом, занятым Адмиралтейством и Зимним Дворцом», — так говорилось в описании проекта, утвержденного городской Думой 23 июня 1910 года.

Первоначально архитектурное решение Р-Ф. Мельцера было помпезным. Фасады моста завершались карнизами, на которых размещались «картуши, выполненные из толстого железа, ручной ковки и чеканные». Для освещения на мосту предполагалось установить 8 малых фонарей и 4 грандиозных башни-фонаря на опорах разводного пролета. Внутри этих башен, высота которых превышала высоту Зимнего дворца, размещались одноместные лифты для электромонтеров и балконы для доступа к ним. Снаружи башни обильно украшались скульптурой, орнаментами, картушами, коронами. На каждом постаменте башен-фонарей намечалось установить по две статуи, высеченные из монолитного гранита. Перила были сложного рисунка «с коваными и чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа». Однако Экспертная комиссия по постройке Дворцового моста столь пышное убранство не согласовала, и высочайшее одобрение получил упрощенный вариант архитектурного решения.

Договор на строительство был заключен с Обществом Коломенского завода. Контракт предусматривал, что работы будут вестись только с использованием отечественных материалов, силами русских рабочих и инженеров.

Сооружение постоянного Дворцового моста было начато в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война.

Мост был построен лишь к концу 1916 года. Торжество по поводу открытия оказалось скромным — шла война. Не пришли ни представители царской семьи, ни городской голова, который предоставил право перерезать ленточку своему заместителю.

К тому же переправа была сдана вовсе без архитектурной отделки. На разводном пролете был уложен деревянный настил, перила – деревянные, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях были установлены фанерные.

С 1918 по 1952 год мост носил имя Республиканский, затем ему было возвращено историческое название.

Перила, фонари, павильоны управления Дворцового моста — все это было создано уже в годы советской власти. Так, чугунная решетка со звездами и знаменами появилась только в 1939 году. Авторы решетки — скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков. Гранитные парапеты на устоях и промежуточных опорах были установлены уже после войны, в 1957 году.

В годы Великой Отечественной войны на мосту проводились только неотложные ремонтные работы: устраняли повреждения от артобстрелов и бомбардировок. В январе 1943 года вблизи от левобережной опоры разводного пролета разорвалась авиабомба, которая вызвала большие разрушения.

В 1978 году в ходе капитального ремонта были достроены опоры разводного пролета, деревянный настил заменен на ортотропную плиту.

В 1997 году проведен новый ремонт: с моста сняты трамвайные рельсы, и тогда же мост получил ночную подсветку.

Разводной механизм со дня открытия моста и до реконструкции 2012–2013 года был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в действие электродвигателем.

В начале XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Капитальный ремонт начался 21 октября 2012 года. На время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. 19 октября 2013 года Дворцовый мост был торжественно открыт после реконструкции.

Интересно, что на Дворцовом мосту сохранились металлоконструкции, установленные еще в 1916 году. От новых конструкций их можно отличить по массивным заклёпкам и основательному внешнему виду.

Поделиться: