+7 (812) 577-78-43
Пресса о нас
Ночная жизнь Дворцового моста: переправа готова к столетнему юбилею
18.08.2016
В конце 2016 года своё столетие отметит один из визуальных символов Петербурга – Дворцовый мост: его официально открыли для движения 23 декабря 1916 года. Корреспондент «Диалога» побывал в сердце этого инженерного сооружения и выяснил несколько любопытных фактов о его прошлом и настоящем.
В конце 2016 года своё столетие отметит один из визуальных символов Петербурга – Дворцовый мост: его официально открыли для движения 23 декабря 1916 года. Корреспондент «Диалога» побывал в сердце этого инженерного сооружения и выяснил несколько любопытных фактов о его прошлом и настоящем.
Интересно, что, несмотря на объявление, которое мост претерпел три года назад, в нём осталось немало частей от той первой инкарнации, которая появилась перед революцией (в основном, конечно, в неподвижных частях). Узнать старину достаточно просто: новые элементы скреплены болтами, старые – суровыми заклёпками.
Так что сейчас эта переправа – уже совсем не та, что открылась перед самой революцией в Петрограде… Так что же такое Дворцовый мост? В отличие, скажем, от Троицкого и Литейного, он имеет два крыла, и обе его стороны фактически идентичны по наполнению оборудованием и даже его расположению… За одним исключением: в северной половине переправы (находящейся со стороны Васильевского острова) находится командный пункт. Полная синхронность в разведении достигается благодаря тому, что управление осуществляется из единого центра, а механизмы южной стороны приводятся в действие по электрическому сигналу, который передаётся по подводному кабелю. Хотя теоретически ничто не мешает поднять только одно из крыльев.
«Машинное отделение мы называем сердцем моста. По трубопроводам масло насосами подаётся к цилиндрам – как кровь по артериям к органам. В ходе ремонта, начавшегося в 2012 году, была полностью заменена разводная часть – со всеми механизмами: если раньше были шестерни, как в часах, то теперь стоят цилиндры. Гидравлика считается более надёжной и энергоэффективной: при меньших массогабаритных показателях. Новое оборудование – из Германии, так как немцы знают о гидравлике всё и даже больше. Они приезжали и смотрели, как работает эта техника, которую они поставили – работает хорошо, мы за ней следим», — рассказал начальник смены Дворцового моста Станислав Пусташинский.
Он добавил, что в Петербурге только на Биржевом мосту сохранился старый электромеханический привод, но он и значительно проще того, которым обладал ближайший «сосед» этой переправы.
«Дворцовый мост в механическом плане всегда считался самым сложным: больше тысячи смазочных каналов на каждой стороне. Выглядела работа примерно так: начинается процесс смазывания подшипников и шестерней – рабочие идут вдоль механизмов одной стороны моста, и потихоньку выполняют всё по регламенту. Две недели это занимало, а когда они возвращались в начало – приходило время начинать всё опять», — рассказал инженер.
Операция по разведению моста занимает всего пять минут – если, конечно, не считать подготовительные операции вроде перекрытия движения, очистки полотна от пешеходов и машин. В обычном состоянии противовес моста подклинен, поэтому перед раскрытием из-под противовеса убирается опора, и он опускается в специальный котлован, расположенный ниже уровня воды. Обычно это увидеть невозможно: когда начинается разводка, охрана блокирует всех, кто пытается попасть на полотно моста (ещё и для того, чтобы они не провалились в это пространство – на десятиметровую глубину). Для работников «Мостотреста», которые каждую ночь выполняют процедуру разведения моста – которая со стороны кажется будничной – главным всегда остаётся одно. Если мост необходимо раскрыть – он должен быть раскрыт, что бы ни случилось. Если вдруг откажет один гидравлический контур – на этот случай есть второй.
Кстати, по словам Пусташинского, в последние годы при разведении мостов стало гораздо меньше инцидентов, которые периодически происходили раньше – когда, например, через уже перекрытую переправу пытались прорваться пешеходы или мотоциклисты. Был, впрочем, в прошлом году один случай, когда байкер пытался перепрыгнуть Неву по уже начавшим раскрываться крыльям. По словам инженера, беспечному ездоку крайне повезло, что на этот момент отклонение составляло всего один градус: будь оно на полградуса больше, и перескочить ему уже не удалось бы. Скорее всего, этот случай закончился бы гибелью нарушителя, но в итоге он выжил и был задержан полицией. О дальнейшей его судьбе сотрудники «Мостотреста» ничего не знают…