+7 (812) 577-78-43
Новости
В 2023 году отмечает 265-летний юбилей Тучков мост
30.03.2023
В 2023 году отмечает 265-летний юбилей Тучков мост, соединяющий Васильевский остров с Петроградской стороной. Деревянная переправа, сооруженная в 1758 году, стала первым мостом через Малую Неву.
С инициативой о постройке моста, который соединил бы Васильевский остров с Петербургской стороной и Тучковым буяном, который тогда тоже был отдельным островом, выступили местные предприниматели. В 1758 году четверо купцов подали челобитную в Сенат с просьбой передать им «в вечное и потомственное содержание» несколько петербургских переправ. Взамен они пообещали соорудить новый мост через реку Малую Неву.
В том же году мост был построен и получил имя своего создателя. Подрядчиком стройки выступил Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной реки Малой Невы. Переправа длиной около 900 метров получилась самой длинной в Петербурге. Для сравнения, сейчас такой протяженностью обладает мост Александра Невского – самый длинный разводной мост через Неву. Через глубокую Малую Неву была перекинута часть на плашкоутах, а дальше, через Тучков буян и протоку у Петербургской стороны, мост шел на сваях. В таком виде он просуществовал до 1830-х годов. Вид на переправу вдохновлял многих художников – картины с изображением старого Тучкова моста можно увидеть в собраниях нескольких музеев.
За свою долгую жизнь Тучков мост, пожалуй, пережил больше реконструкций, чем любой другой. Первый раз его перестроили в 1833 - 1835 годах, передвинув ниже по течению. Мост тогда стал разводным. От берега Малой Невы до будущего Александровского проспекта (ныне пр. Добролюбова) построили земляную дамбу, получившую название Тучкова дамба.
В 1870 году переправа сгорела от непотушенной папиросы, ее быстро отстроили, но к концу XIX века Тучков мост обветшал и стал требовать ремонта. Мост несколько раз перестраивали в дереве. Известно, что в 1920 году он был 20-пролетным, а длина переправы составляла 258 метров. К тому времени Тучков буян перестал быть островом: протоки между ним, соседней группой островов и Петроградским островом были засыпаны. Капитально ремонтировали мост и в 1948 году.
В начале 1960-х годов Волго-Балтийский водный путь заработал на полную мощность, и в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты Тучкова моста перестали удовлетворять требованиям судоходства, и потребовалась его реконструкция.
Проект новой переправы разработали инженеры института «Ленгипроинжпроект». К 1965 году новый Тучков мост был открыт. Ось нового моста смещена на 3 метра ниже по течению Малой Невы, по сравнению с предшественником.
Последняя по времени масштабная реконструкция переправы началась в июле 2016 года. Мост открыли для движения 18 ноября 2017 года, на полгода раньше запланированной даты.