+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 23.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Спецпроект

Мосты осажденного города: К 80-летию освобождения Ленинграда от вражеской блокады

На главную

Мосты в годы блокады Ленинграда

27 января 2024 года Санкт-Петербург отметил знаменательную дату — 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это светлый и горький праздник, когда мы чествуем ветеранов и вспоминаем о подвиге защитников города в те страшные 872 дня.

Балтийские моряки у зенитного орудия на палубе военного корабля у Республиканского (Дворцового) моста. Автор съемки: Трахтенберг Давид Михайлович, ЦГАКФФД СПб. Ар 110753

Немалый вклад в оборону Ленинграда внесли эксплуатационные службы «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест»). В годы Великой Отечественной войны они активно участвовали в защите, ремонте и восстановлении мостов и других искусственных дорожных сооружений города, обеспечивали их бесперебойную работу. 

Защита мостов и искусственных сооружений

Уже в первые недели войны защитники Ленинграда уделяли особое внимание охране искусственных сооружений — важнейших элементов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность города, от функционирования которых зависела его судьба. В июле 1941 года для усиления охраны мостов и путепроводов в черте Ленинграда наиболее крупные объекты были переданы под вооруженную стрелковую охрану Октябрьской железной дороги.

Патруль на Кировском (Троицком) мосту. 1941 год. Автор съемки: Трахтенберг Давид Михайлович. ЦГАКФФД СПб. Ар 99168_2

Решением Ленгорисполкома на базе треста «Лендорстой» и конторы «Ленмостострой» был организован Отдельный Ленинградский дорожно-мостовой восстановительный батальон. В его задачи входила реконструкция, усиление и восстановление мостов и других искусственных дорожных сооружений Ленинграда после артобстрелов и авианалетов, капитальный ремонт и новое строительство мостов.

За июль–сентябрь 1941 года бойцы батальона отремонтировали и укрепили 29 искусственных сооружений, в том числе большие разводные мосты. Для пропуска тяжелых танков были усилены мосты: Каменноостровский через Малую Невку, Строганов (ныне Ушаковский) через Большую Невку, Гутуевский через Екатерингофку и другие.

В первых числах сентября были предприняты необходимые действия на случай, если гитлеровцы прорвутся в Ленинград и начнутся уличные бои. По приказу И.В. Сталина в городе были заминированы стратегические объекты, в том числе мосты, плотины и 140 наиболее важных промышленных предприятий. Штаб и центр управления по заминированию находился на берегу Обводного канала, у Ново-Московского моста, в здании бывшего Фрунзенского универмага. К счастью, этой экстренной меры удалось избежать.

8 сентября вокруг города сомкнулось кольцо блокады. С этих дней Ленинград ежедневно подвергался вражеским артобстрелам и авианалетам.

Карта разрыва фугасных авиабомб, артснарядов и очаги пожаров в Куйбышевском (Центральном) районе. 1945 г. Показаны места разрывов снарядов на мостах. Подлинник. ЦГА СПб. Ф. 4886. Оп. 1. Д. 143. Л. 2.

Одной из важнейших задач при обороне Ленинграда стало сохранение уникальных памятников отечественной истории, культуры и архитектуры, для чего применялись различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры. Некоторые мосты были замаскированы под «руины» с помощью бутафорских деревянных конструкций, которые создавали иллюзию разрушений. Многие памятники были сняты с пьедесталов и закопаны в землю. Именно так удалось сохранить знаменитые скульптурные группы Петра Клодта «Укрощение коня» с Аничкова моста через реку Фонтанку.
В октябре 1941 года Исполком Ленгорсовета принял решение о защите и маскировке скульптурных групп Клодта.

5 ноября скульптуры сняли с постаментов, для сохранности смазали тавотом, а затем закопали в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). Работы выполнила бригада специалистов ОСМУ-17 Ленинградского управления «Стальконструкция». Вновь скульптурные группы увидели свет уже после Победы.

Проект решения исполкома Ленгорсовета № 52-52 «О защите и маскировке скульптуры коней работы Клодта на Аничковом мосту». Подлинник. 13 октября 1941 г. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 18. Д. 1426. Л. 230

Работы по снятию с постаментов на Аничковом мосту скульптур Петра Клодта «Укрощение коня» для укрытия от бомбардировок. 5 ноября 1941 г. Автор съемки: Чертов Григорий (Гирш) Ильич. ЦГАКФФД СПб. Ар 10313 и 181910

Вид Аничкова моста без скульптур Петра Клодта «Укрощение коня». Автор съемки: Трахтенберг Давид Михайлович. ЦГАФФД СПб. Ар 99346 

Работа мостов в блокаду

Функционирование разводных мостов в Ленинграде не прекращалось даже в самый тяжелый период вражеской блокады. В навигацию 1942 года силами «Ленмосттреста» было полностью обеспечено движение по Неве через разводные мосты всех военных кораблей, направляемых командованием Ленинградского фронта для выполнения боевых заданий.

График разводки мостов за октябрь и ноябрь 1942 г. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 17. Д. 791. Л. 1, 2

Важнейшее стратегическое значение имели в годы войны Финляндский железнодорожный и Володарский мосты через реку Неву. По ним производилась переброска войск и техники с левого берега на правый берег Невы, к линии фронта.

Разрушенный артиллерийским обстрелом дом у Володарского моста. Автор съемки: Федосеев Василий Гаврилович. ЦГАКФФД СПб. Ар 8863

Некоторые деревянные переправы в первую блокадную зиму 1941-1942 года были разобраны на дрова и этим спасли жизни многим ленинградцам. Такая судьба постигла, например, мосты: Рузовский через Обводный канал и Могилевский через канал Грибоедова. При этом руководство города стремилось сохранять и восстанавливать необходимые горожанам деревянные мосты. На месте старых, обветшавших или разрушенных переправ возводились новые.

Весной 1942 года мосты помогли ленинградцам привести в порядок город, измученный блокадной зимой. Грузовыми автомобилями и трамваями на мосты привозили снег и лед, убранные с городских улиц, и сбрасывали в реки и каналы.

Помост на Аничковом мосту, сооруженный от трамвайной линии до перил для отгрузки снега с трамвайных платформ в реку Фонтанку. 12 марта 1942 г. Автор съемки: Чертов Григорий (Гирш) Ильич, Лосин Борис Семенович. ЦГАКФФД СПб. Ар 16697

Разгрузка машины на Семеновском мосту во время воскресника по уборке снега и льда. Апрель 1942 г. Автор съемки: Капустин Владимир Илларионович. ЦГАКФФД СПб. Ар 10377 

Разрушения и восстановление мостов

С первых дней войны мосты как стратегические объекты транспортной инфраструктуры вошли в число основных целей для фашистских бомб и снарядов. Многие мосты и другие искусственные сооружения были повреждены или разрушены.

Журнал боевых донесений о разрушениях мостов. 18 сентября–21 декабря 1941 г. Подлинник. ЦГА СПб. Ф. 4886. Оп. 1. Д. 18. Л. 3

Несмотря на тяготы блокады, специалисты «Ленмосттреста», «Ленмостостроя» и Отдельного Ленинградского дорожно-мостового восстановительного батальона оперативно проводили ремонтные работы. Так, с начала войны по 1 октября 1942 года в Ленинграде было восстановлено более 200 искусственных сооружений, в числе которых были большие разводные мосты.

9 сентября 1941 года во время бомбежки было повреждено пролетное строение Литейного моста. Уже к 12 сентября повреждение ликвидировали.

Екатерингофский мост через реку Екатерингофку, соединяющий Ленинград с портом, пострадал при бомбежке в апреле 1942 года. Прямым попаданием авиабомбы был разрушен один из устоев. Мост был капитально отремонтирован с применением подводного бетонирования.

Исследование деформаций Екатерингофского разводного моста через р. Екатерингофку. Схема правого устоя, трещина в устое. 1943 г. ЦГАНТД СПб. ф.275; оп.21; д.676; л.22

Республиканский (Дворцовый) мост

Значительные повреждения получил Республиканский мост, как в то время назывался Дворцовый мост. 6 января 1943 года авиабомба попала в разводной пролет. После удара о третью ферму она соскользнула в воду и разорвалась на глубине 4,5 метра, вызвав очень серьезные повреждения опор разводного пролета. В тот же день специалисты «Ленмостостроя» начали восстанавливать мост и выполнили работы в сжатые сроки.

Ведомость разрушений от авиабомбы, сброшенной 06.01.1943 г. на Республиканском (Дворцовом) мосту. Подлинник. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 17. Д. 791. Л. 5

Аничков мост попал под бомбежку в ночь на 6 ноября 1942 года. Взрывом 250-килограммовой фугасной бомбы были частично разрушены исторические перильные ограждения моста, в Фонтанку сбросило чугунные тумбы и более 30 метров решеток перил, повреждения получили гранитные парапеты. К счастью, несущие конструкции моста не пострадали — Аничков мост продолжал исправно функционировать.

В 1942 году немецкая бомба угодила в пролет Троицкого моста через Неву, переименованного в предвоенные годы в Кировский. Тогда же рядом с мостом упал сбитый советскими силами ПВО самолет «Мессершмитт». Переправу, получившую сильные повреждения, пришлось закрыть почти на два года. Автомобильное и трамвайное движение по Кировскому мосту было полностью восстановлено к лету 1944 года. 

После блокады

На Кировском (Троицком) мосту во время салюта в ознаменование полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 27 января 1944 г. ЦГАКФФД СПб. Ар 49610

18 января 1943 года была прорвана, а 27 января 1944 года — полностью снята блокада Ленинграда. В 1944 году развернулись масштабные работы по ремонту мостов и набережных города, пострадавших от бомбежек, артобстрелов и пожаров.

Члены ремонтной бригады треста «Ленмостострой» за восстановлением решетки на набережной реки Мойки у дома №1. Май 1944 г. Автор съемки: Васютинский Борис Борисович. ЦГАКФФД СПб. Ар 5701

 

Новая решетка Аничкова моста

В декабре 1944 года на Аничковом мосту установлена новая решетка перильного ограждения, воссозданная по историческим рисункам. Новые звенья, взамен поврежденных при бомбежке, отлили на заводе «Лентрублит».

Начальник цеха фасонного литья завода «Лентрублит» И.П.Евграфов осматривает пробную отливку детали решетки для Аничкова моста. 20 апреля 1944 г. Автор съемки: Васютинский Борис Борисович. ЦГАКФФД СПб. Ар 34442

 

Вид Аничкова моста, на котором производятся работы по восстановлению решетки, поврежденной артиллерийским обстрелом. 10 декабря 1944 г. Автор съемки: Васютинский Борис Борисович. ЦГАКФФД СПб. Ар 44369

След от осколков немецкого снаряда на гранитном парапете было решено сохранить как память об обороне Ленинграда. Сегодня это место отмечено мемориальной доской.

Настоящим праздником для ленинградцев стало возвращение коней на Аничков мост в ночь с 1 на 2 июня 1945 года. Бронзовые скульптурные группы выкопали из земли в саду Дворца пионеров, очистили от смазки, промыли бензином и установили на гранитные постаменты. Работы выполняла та же бригада ОСМУ-17 управления «Стальконструкция», которая производила демонтаж и консервацию скульптур в ноябре 1941 года. В установке коней принимал участие главный архитектор Музея городской скульптуры Николай Смирнов.

«Набережные Фонтанки у моста до поздней ночи были запружены народом, — писала газета «Ленинградская правда». — Все окна окружающих домов были раскрыты настежь, и люди смотрели не отрываясь. Даже на крышах стояли зрители».

Извлечение из укрытия в саду Дворца пионеров, транспортировка и установка на Аничковом мосту скульптурных групп Петра Клодта «Укрощение коня». 22 мая–2 июня 1945 г. Автор съемки: Трахтенберг Давид Михайлович. ЦГАКФФД СПб. Ар 100434, 100085, 99348, 99363

Возвращение коней Клодта стало радостным событием, символически ознаменовавшим окончание Великой Отечественной войны и нашу Победу.

Гвардейцы проходят по Старо-Калинкиному мосту. 8 июля 1945 г. Авторы съемки: Нордштейн Семен Григорьевич, Тарасевич Всеволод Сергеевич. ЦГАКФФД СПб. Ар 178053

 

Настало время для мирного труда по восстановлению города после блокады. На момент окончания Великой Отечественной войны в Ленинграде насчитывалось 387 мостов, в том числе 19 разводных, и 97 км искусственных набережных. Послевоенные годы – это плановые ремонты, реконструкции, проектирование и новое строительство искусственных дорожных сооружений Ленинграда.

Плакат, призывающий к восстановлению города после блокады. 1945 год Автор съемки: Трахтенберг Давид Михайлович. ЦГАКФФД СПб. Бр 33974

На главную