+7 (812) 577-78-43
+7 (812) 577-78-43
29 мая (16 мая по старому стилю) 2018 года исполняется 115 лет со дня торжественного открытия Троицкого моста — одного из самых красивых мостов в городе на Неве.
10 апреля 2018 года открывается новый сезон навигации в Санкт-Петербурге. С этого дня до юбилея Троицкого моста пройдет ровно 50 дней. Для петербуржцев и гостей Северной столицы к этой знаменательной дате специалисты СПб ГБУ «Мостотрест» подготовили эксклюзивный материал — «50 фактов о Троицком мосте».
Каждый день мы будем добавлять новый факт.
Троицкий мост соединяет Адмиралтейский и Петроградский острова Санкт-Петербурга. Он перекинут через реку Неву между Суворовской площадью в Центральном районе и Каменноостровским проспектом на Петроградской стороне.
Обзор с Троицкого моста включает в себя вид на Стрелку Васильевского острова и сразу на 7 других мостов: Дворцовый через Большую Неву — ниже по течению, Литейный через Неву — выше, а также Биржевой мост через Малую Неву, Иоанновский через Кронверкский пролив, Эрмитажный через Зимнюю канавку, Верхний Лебяжий через Лебяжью канавку, Прачечный через реку Фонтанку.
Троицкий — третий по протяженности среди разводных мостов Петербурга, после моста Александра Невского и Кантемировского. Его длина — 582 м, ширина — 23,5 м, общая масса металлоконструкций пролетных строений — 7 767 тонн.
Троицкий мост — 10-пролетный. Размеры расчетных пролетов (слева направо): 18,8 м + 47,1 м (разводной пролет) + 55,4 м + 83,9 м + 99,3 м + 83,9 м + 55,9 м + 22 м + 20 м + 18 м. Высота центрального пролета над водой — 7,5 метра. В конструкции центрального постоянного пролетного строения сочетаются консольно-арочные, консольно балочные и подвесные фермы.
3 из 10 пролетов переправы — это каменная аркада длиной 89,9 м, соединяющая правый берег Невы с металлической частью Троицкого моста.
Для освещения на Троицком мосту установлено 16 больших канделябров, на 3 фонаря каждый, и 24 малых канделябра, каждый с одним фонарем. Кроме того, по 4 фонаря размещено на двух обелисках на въездах со стороны Суворовской площади.
Итого мост освещают 80 фонарей.
За время своего существования мост сменил пять имен. Первая наплавная переправа называлась Петербургский мост. Затем ее переименовали в Суворовский мост, по Суворовской площади на Адмиралтейском острове, но вскоре остановились на названии Троицкий — в честь Троице-Петровского собора и одноименной площади на Петербургском (ныне Петроградском) острове.
В октябре 1918 года переправу переименовали в духе революционной романтики — в мост Равенства. С 15 декабря 1934 года он носил имя Кировский, в память об убитом советском государственном деятеле С.М. Кирове. 4 октября 1991 года мосту возвратили историческое название – Троицкий.
Первоначально на месте нынешнего Троицкого моста был перевоз. Лодки курсировали между Троицкой пристанью на правом берегу Невы и причалом у Почтового дома, который стоял на левом берегу, на месте нынешнего Мраморного дворца.
В 1803 году чуть выше по течению появился наплавной Петербургский мост, состоявший из деревянных барок-плашкоутов. Он соединил берега Невы между домиком Петра I и Летним садом. Немного позднее переправу передвинули на место нынешнего Троицкого моста.
В 1827 году при перепланировке Марсова поля мост через Неву был перестроен. Он стал самой длинной из наплавных переправ Северной столицы — более 500 метров. Береговые устои соорудили по проекту инженера В.П. Лебедева. Для их строительства использовали гранитные блоки, снятые с каналов, окружавших Михайловский замок.
Суворовский, а затем Троицкий — новый мост отличался богатым убранством. Его украшали фонарные столбы в виде пучков пик, увенчанных двуглавыми орлами, пирамидальные обелиски с перекрещенными мечами на овальных щитах. Декоративные металлические элементы были покрыты черным лаком и сусальным золотом.
В 1876 году Троицкий мост укрепили и проложили по нему линию конной железной дороги. Конка была первым общественным транспортом в Петербурге, она представляла собой закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. Там, где линию конки пересекали крутые подъёмы, например, перед мостами, к упряжке добавляли дополнительных лошадей.
В XIX веке неоднократно предлагались проекты строительства тоннеля под Невой, ни один из них не был реализован.
Первый проект по указанию Александра I разработал в 1814 году английский инженер М.И. Брюннель, изобретатель проходческого щита.
80 лет спустя инженер Я.К. Ганнеман предложил новый проект – подводный тоннель длиной 1,7 км и диаметром 10 м. Он выходил на поверхность на Садовой улице у Марсова поля и на Петербургской стороне в Александровском саду. Внутри тоннель был разделен на три яруса. Верхний ярус предназначался для пешеходов, средний — для экипажей, а нижний — для канатной дороги.
В середине XIX века Петербургская сторона превратилась в многонаселенный район. Наплавной мост не справлялся с возросшей нагрузкой, а в ледостав и ледоход и во время наводнений связь между районами, разделенными Невой, почти прекращалась. Литейный мост, построенный в 1879 году, не мог полностью решить эту проблему.
В 1878, 1882 и 1885 годах в Городскую думу были поданы коллективные заявления о строительстве постоянного моста через Неву на Петербургскую сторону. Прошения подписали более двух тысяч землевладельцев, торговых компаний и государственных учреждений, в числе которых был Петербургский университет.
Городская дума на заседании 9 октября 1891 года признала необходимость строительства постоянного Троицкого моста. Его сооружение решено было приурочить к 25-летнему юбилею брачного союза Александра III и Марии Федоровны. Об этой знаменательной дате напоминают вензеля Императора и Императрицы, размещенные попеременно на канделябрах моста.
Городская дума предложила назвать новый мост Александро-Мариинским, однако сам Александр III распорядился сохранить историческое наименование — Троицкий.
В 1892 году «Городская Исполнительная комиссия по постройке постоянного моста через р. Неву на месте Троицкого» организовала всемирный конкурс на составление проекта моста. К февралю 1893 года поступило 16 проектов. 5 проектов подали русские инженеры, 6 — французские специалисты, 2 поступило из Голландии и по одному из Болгарии, Венгрии и Испании.
Первой премии в 6000 рублей был удостоен проект арочного моста под девизом «Минор», автор — французский инженер Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни. Однако Комиссия не смогла принять окончательное решение: в техническом отношении лучшим был признан внеконкурсный проект французского Общества «Батиньоль».
Споры вокруг проектов моста затянулись на несколько лет. В 1896 году состоялся новый конкурс, бесспорным победителем которого стало Общество «Батиньоль».
Авторы проекта – архитекторы Винсент Шаброль и Рене Патульяр предложили соорудить 7-пролетный мост, где 5 пролетов перекрывались стационарной металлической конструкцией, а два крайних левобережных пролета были разводными, поворотной системы.
Важнейшей особенностью конструкции стало использование в центральных больших пролетах арочно-консольной системы. Предложенная конструкция позволяла уменьшить размеры опор, сделать мост легким и изящным и значительно сэкономить металл.
Французский проект предусматривал устройство на правом берегу Невы насыпной дамбы. Однако окончательный вид Троицкий мост приобрел лишь в июле 1900 года, когда по предложению русских инженеров дамбу заменили каменной аркадой. Проект трехпролетной аркады, облицованной гранитом, разработал инженер Григорий Кривошеин. Так мост стал десятипролетным.
Длина аркады — 89,9 метров. Она представляет собой бесшарнирные каменные своды с тремя отверстиями, на свайном основании, облицованные гранитом.
5 июня 1897 года проект постоянного Троицкого моста был высочайше утвержден Николаем II. Контракт между Обществом «Батиньоль» и Городской думой подписан 2 августа 1897 года.
Согласно документу, мост должен быть построен в течение не более четырех лет со дня утверждения правительством проекта за сумму 5 200 000 рублей; все материалы и рабочие должны быть русского происхождения. В сумму и сроки контракта были включены, в том числе, работы по очистке строительных площадок, прилегающих территорий и русла Невы.
Повелением царя Николая II церемонию включили в программу празднеств в честь прибытия в Санкт-Петербург президента Франции Феликса Фора. Это был ответный визит: в 1896 году Николай II участвовал в закладке моста Александра III в Париже.
Закладка Троицкого моста состоялась 12 августа (24 августа по новому стилю) 1897 года на Суворовской площади. Здесь, на левом берегу Невы, был установлен гранитный монолит, первый камень будущего Троицкого моста. В углубление камня Президент Франции и Император России положили по нескольку серебряных монет, сверху уложили закладные доски, скрепили их цементом и ударили молотком. Затем начался молебен.
Главная стройплощадка располагалась на Петербургской стороне в районе Троицкой площади. Все строительные материалы и конструкции доставляли на баржах. Для подачи материалов и прохода рабочих к сооружаемым опорам соорудили легкий металлический временный мост.
Вот как описывает площадку журнал «Нива»: «…По отгороженному обширному району берега раскинуты разные деревянные строения: жилые, службы и мастерские; между ними беспорядочно набросаны бревна, куски гранита, разные металлические части, местами виднеются грядки сложенной бутовой плиты… Почти всюду проложены рельсовые пути, а ближе к воде примостился и небольшой заводик для выделки самого бетона».
На период строительства постоянного Троицкого моста наплавную переправу передвинули вниз по течению Невы и установили в створе Мраморного переулка. Плашкоутный мост соединил Адмиралтейский и Заячий острова. Просуществовал этот мост до мая 1903 года, все это время по нему продолжали ходить экипажи конной железной дороги (конки).
На правом берегу по оси наплавной переправы через Неву соорудили временный деревянный мост через Кронверкский пролив.
Строительством руководила группа инженеров во главе с И.А. Ландау — представителем Общества «Батиньоль» в Петербурге. Работы начались со сборки кессонов — металлических камер, на которых базировались фундаменты опор. 26 мая 1898 года состоялся торжественный молебен в честь погружения первого кессона в воду.
Опоры и аркады на свайных фундаментах сооружались в сухих котлованах. Воду откачивали, окружив котлован сплошной стенкой из шпунта.
Металлические конструкции собирали на стройплощадке, затем их с помощью специальных тележек перемещали на понтоны и доставляли к месту сборки пролетных строений. Для сборки использовались три деревянных портальных крана.
Троицкий мост стал одной из вершин европейского и отечественного стиля модерн. В создании его убранства приняли участие французские архитекторы и российская императорская Академия художеств. Металлический декор изготовлен на заводе Сан-Галли в Петербурге.
При въезде на мост со стороны Суворовской площади возвышаются два обелиска из розового гранита с рострами (носовыми фигурами кораблей), фонарями и памятными досками, где перечислены имена всех участников проекта.
Для освещения моста установлены изящные канделябры с одним и с тремя фонарями. Переправу украсили двуглавые орлы и короны, монограммы Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны.
Разводное пролетное строение Троицкого моста было двухрукавным поворотной системы. Оно перекрывало два пролета размером 27,9 и 27,3 метров и прикреплялось к центральному барабану – мощной кольцевой балке, опирающейся на 60 стальных катков. При разводке и при наводке моста этот барабан поворачивался на 90°.
В начале разводки выполнялась расклинка: пролетное строение высвобождали из опорных частей. При наведении моста производилось обратное действие — подклинка.
Мост можно было развести с помощью электромеханического привода за 3 минуты 40 секунд, либо вручную, с помощью лебедок, за 8 минут, не считая расклинки-подклинки.
22 апреля 1903 года прошли динамические испытания нового Троицкого моста. По мосту от Суворовской площади к Троицкой площади одновременно пустили вскачь два пожарных обоза. Каждый обоз был длиной около 50 сажен (100 метров) и состоял из линейки, запряженной тремя лошадьми, трех бочек, пожарной лестницы, паровой и ручной пожарных труб.
Колебания ферм моста фиксировались с помощью теодолитов, а в центральном пролете установили самопишущий прибор Френкеля. Колебания оказались незначительными, их амплитуда составила менее миллиметра. Результаты испытаний были признаны «вполне удовлетворительными».
Открытие Троицкого моста состоялось 16 мая (29 мая по новому стилю) 1903 года в рамках празднеств по случаю 200-летия Санкт-Петербурга.
Церемония проходила на Суворовской площади. В 11.00 к разведенному мосту прибыл Николай II и члены императорской фамилии. Состоялся молебен. Городской голова Павел Лелянов поднес царю на красной бархатной подушке электрическую кнопку. Николай II нажал на кнопку, разводной пролет начал поворачиваться. Мост был наведен, связав берега Невы.
Вдовствующая Императрица Мария Федоровна и Императрица Александра Федоровна разрезали ленты, открывая вход на Троицкий мост, и все проследовали по нему на Петербургскую сторону.
С открытием постоянного Троицкого моста Петербургская (ныне Петроградская) сторона стала модным районом. За десять последующих лет на Петроградском и Аптекарском островах было построено множество каменных зданий — особняков и доходных домов по проектам таких выдающихся архитекторов, как Федор Лидваль, Александр Лишневский, Александр фон Гоген, Ипполит Претро и другие.
Именно к этому времени относится расцвет стиля «петербургский модерн», которым и поныне славится Петроградский район Санкт-Петербурга.
В 1907 году по Троицкому мосту проложили трамвайную линию. Трамваи 2 и 3 маршрутов связали центр и Новую Деревню. Больше века движение по мосту не прерывалось.
С 2006 до 2016 года линия выполняла технические функции, а 1 октября 2016 года на мост вернулась знаменитая «Тройка». Маршрут проходит от площади Репина до площади Ленина. Проезжая по Троицкому мосту, из окон трамвая можно увидеть главные достопримечательности Петербурга: Петропавловскую крепость, Зимний дворец, Стрелку Васильевского острова.
О популярности маршрута говорит множество акций, проходящих именно на трамвае №3: «Шахматный трамвай» с участием петербургских гроссмейстеров, «Витаминный трамвай» театра «МимИГРАнты» и другие.
Облик Троицкого моста переживал перемены вместе с эпохой. В декабре 1934 года, когда мост был в очередной раз переименован и стал Кировским, заменили и памятные доски на обелисках при въезде на мост. Исчезло упоминание о фирме «Батиньоль» и французских специалистах, зато появились сведения о том, что мост назван «в память С.М. Кирова, выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства, руководителя ленинградских большевиков».
В 1936 году с промежуточных опор моста сняли бронзовые короны, а с обелисков и пьедесталов канделябров — царские вензеля. Вместо двуглавых орлов на вершинах обелисков установили пятиконечные звезды.
Существует легенда, будто знаменитый летчик Валерий Чкалов, чтобы завоевать сердце своей невесты, совершил дерзкий пролет, едва не коснувшись колесами воды, под мостом Равенства (так назывался Троицкий мост в 1920-е годы).
Нет документальных подтверждений того, что этот случай действительно был — нам он известен по фильму Михаила Калатозова «Валерий Чкалов». На съемках фильма в 1940 году каскадер-летчик Евгений Борисенко пролетал под мостом шесть раз на гидросамолёте Ш-2.
К середине 1930-х годов Кировский мост уже с трудом справлялся с возросшими транспортными потоками. В 1937 году была произведена реконструкция переправы: проезжую часть расширили за счет тротуаров.
Торцовую мостовую на постоянных пролетных строениях заменили асфальтобетонным покрытием. На разводном пролете мостовая осталась деревянной.
В 1942 году в пролет Кировского моста попала авиабомба, тогда же рядом с мостом упал сбитый немецкий самолет «Мессершмитт». Мост пришлось закрыть на два года. Летом 1944 года по восстановленному Кировскому мосту возобновилось автомобильное, пешеходное и трамвайное движение.
27 октября 1964 года введен в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь, по Неве пошли крупнотоннажные суда. Но нормальному функционированию Волго-Балта мешали два разводных моста на Неве – Кировский и Литейный: ширина их разводных пролетов ограничивала возможности для судоходства.
Пролетное строение Кировского моста в разведенном положении освобождало пролет шириной судоходного габарита всего 22,8 метра. Продолжительность полного цикла разводки и наводки с помощью поворотного механизма составляла около 10 минут.
Назрела необходимость реконструкции разводного пролета Кировского моста.
В Техническом задании на реконструкцию моста было указано, что работы должны касаться только его разводной части: «Существующий двухрукавный разводной пролет переустраивается в однопролетный с увеличением судоходных габаритов. Все постоянные пролеты моста остаются без изменения».
Проект разработали специалисты института «Ленгипротрансмост»: инженеры Г.М. Степанов и К.П. Клочков и архитектор Ю.И. Синица. Они предложили 7 вариантов, из которых был выбран проект однокрылого разводного пролета раскрывающейся системы — крыло моста поднимается вертикально.
Принятая конструкция обеспечивала величину судоходного пролета около 43 метров в свету.
Работы стартовали в конце 1965 года и продолжались 18 месяцев. На время реконструкции движение по мосту не закрывалось: транспорт пустили в объезд по временному сооружению, которое заменило не весь Кировский мост, а только разводной пролет и соседний стационарный.
Временный мост располагался в 50 метрах выше по течению, имел длину 152,6 метров, ширину 18,5 метров и разводной пролет 25 метров в свету, способный обеспечить пропуск крупнотоннажных судов.
Разводной пролет был откатной системы — при разводке пролетное строение перемещалось в горизонтальной плоскости.
Работы проводило СУ-1 треста «Ленмостострой». В процессе реконструкции старую опору разводного пролета разобрали и рядом с ней ближе к берегу соорудили новую. Строительство велось в открытом котловане круглой формы диаметром 41 метр и глубиной 13,5 метров.
Новые пролетные строения собирали на левом берегу Невы. Получилось два монтажных блока весом 260 тонн и 198 тонн. Их установили в пролет моста с помощью плавучего крана.
Электромеханический привод разводного пролета заменили гидравлической системой первых поколений.
Испытания разводного пролета после реконструкции в корне отличались от испытаний 1903 года: на Кировский мост въехали мощные современные танки. Всего в испытании принимало участие 6 боевых машин, а общая нагрузка на пролетное строение достигала 270 тонн.
5 ноября 1967 года мост торжественно открыли — событие приурочили к 50-летней годовщине Октябрьской революции. В праздничные дни обновленный Кировский мост развели, чтобы провести под его крылом крейсер «Аврора». Отбуксированный на историческое место у моста Лейтенанта Шмидта, корабль символически повторил свой выстрел 1917 года.
Реконструкция разводного пролета Кировского моста не только улучшила условия навигации по Неве и движения наземного транспорта по мосту. Архитектурный облик сооружения стал более гармоничным.
Крайний левобережный пролет со стороны Суворовской площади был перестроен — его фасадные балки имитируют каменную арочную конструкцию, которая зрительно уравновесила правобережную каменную аркаду. На левобережном устое моста установили гранитные скамьи вдоль парапета, а узкие лестницы перестроили в монументальные спуски с гранитными площадками у Невы.
До конца XX века переправу ремонтировали еще несколько раз. Так, в 1977–1978 годах был выполнен капремонт проезжей части, тротуаров и поврежденной фасадной фермы. В ходе работ была заменена гидроизоляция проезжей части, установлено новое гранитное парапетное ограждение.
Летом 1991 года на тогда еще Кировском мосту был выполнен капитальный ремонт дорожного покрытия в полном объеме с частичной заменой гидроизоляции проезжей части.
В 1991 году Троицкому мосту возвратили его историческое название, а три года спустя были воссозданы памятные доски на обелисках с историческим текстом и всеми именами участников проекта. Финансирование реставрационных работ взяла на себя французская фирма «Спи-Батиньоль», преемница того самого «Общества Батиньоль».
На торжественном открытии досок 25 июля 1994 года присутствовали мэр города Анатолий Собчак, Симона Густавовна Ландау – внучка строителя моста инженера Ивана Августовича Ландау, представители общественности Санкт-Петербурга и французской компании.
К концу XX века Троицкий мост, прослуживший почти сто лет, был изношен и нуждался в капитальном ремонте.
Как показали обследования, проведенные специалистами Муниципального предприятия «Мостотрест», главной проблемой стала коррозия металла, особенно – электрокоррозия, вызванная трамвайным движением и работой электрооборудования в разводном пролете. Возникли проблемы, связанные с эксплуатацией разводного пролета: крыло начало смещаться и задевать стенки противовесных колодцев. Тревогу вызывало и состояние трехпролетной каменной аркады на правом берегу, которая не ремонтировалась с момента открытия.
Проект реконструкции Троицкого моста разработали специалисты ЗАО «Институт «Стройпроект» под руководством инженеров Т.Ю. Кузнецовой и Ю.Ю. Крылова и архитектора О.А. Кузеванова (ЗАО РПНЦ «Специалист»).
Перед проектировщиками стояла непростая задача: привести эксплуатационные характеристики моста в соответствие с современными требованиями, продлить срок службы сооружения и при этом полностью сохранить исторический облик одного из красивейших мостов Санкт-Петербурга. При разработке проекта была составлена электронная модель Троицкого моста.
Строительные работы выполняло ЗАО «Пилон». Реконструкция моста началась в октябре 2001 года, а с 20 февраля 2002 года движение по мосту было закрыто.
Коррозия целого ряда конструкций моста оказалась столь высокой, что они уже не подлежали ремонту. Демонтировать и заменить пришлось порядка 740 тонн металлоконструкций. Серьезному ремонту подверглись правобережная каменная аркада и крайний левобережный железобетонный пролет.
Выполнена модернизация разводного пролета с созданием новой гидравлической системы. Ремонт разводного пролета не отразился на ходе навигации: работы производились в межнавигационный период.
Реконструкция 2001–2002 годов возвратила Троицкому мосту его исторический декор. Для этого проектировщикам пришлось изучать архивные документы. На мост вернулись двуглавые орлы на обелисках, картуши, короны и монограммы с инициалами Александра III и Марии Федоровны. Восстановлена историческая окраска чугунных и стальных элементов моста в светлый серо-зеленый цвет.
В начале XX века металлоконструкции мостов собирали на заклепках. Сто лет спустя заклепки уже не применяются, вместо них используют болтовое соединение. Однако современные болты имеют шестигранную головку, а у заклепок она была выпуклая полукруглой формы.
Чтобы максимально сохранить исторический облик Троицкого моста, инженеры специально разработали и внедрили высокопрочные болты с полукруглой головкой, имитирующей заклепку столетней давности.
16 ноября 2002 года было торжественно открыто движение транспорта по Троицкому мосту, а саму сдачу приурочили к 100-летнему юбилею со дня открытия переправы.
29 мая 2003 года в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по поводу 100-летия Троицкого моста и завершения его реконструкции. Кульминацией стало включение художественной подсветки и разводка моста на глазах собравшихся горожан.
Современный разводной пролет Троицкого моста — однокрылый, раскрывающейся системы, расположен у левого берега Невы. Это металлическая цельносварная конструкция с неподвижной осью вращения и жестко закрепленным противовесом. Ширина разводного пролёта в свету — 43,2 метра, масса разводного пролетного строения — 660 тонн, площадь — 49,8 метров на 23,5 метра.
Разводка моста производится с помощью современной гидравлической системы.
На Троицком мосту работает бригада механиков из 8 человек.
Разводной пролет приводится в действие с помощью 4 гидроцилиндров. Масса противовеса — 1520 тонн.
В машинном отделении находятся 4 гидравлические насосные установки, из них 2 — основные, 2 — резервные. Крыло моста поднимается на 72° за 5 минут. Возможно задействовать все 4 насосные установки, тогда Троицкий мост можно развести за 2,5 минуты.
Пульт управления разводкой и наведением расположен в первой левобережной опоре с верховой стороны Троицкого моста (со стороны Летнего сада). Отсюда происходит управление разводным пролетом, сигнальным оборудованием и речным трафиком.
На 4 мониторах отображаются данные с видеокамер, расположенных на мосту снаружи, и показания датчиков, контролирующих технические параметры работы моста. Радиостанция поддерживает связь с другими мостами и с судами, проходящими по Неве.
В период навигации Троицкий мост разводится с 1.20 до 4.50, строго по графику. Наведение моста иногда происходит раньше указанного времени — когда пройдут все суда.
СПб ГБУ «Мостотрест» разработал самую точную и актуальную систему оповещения о разводке и наведении невских мостов в режиме реального времени. Узнать, разведен или наведен мост прямо сейчас, можно на сайте «Мостотреста» или с помощью нашего мобильного приложения «Мосты Петербурга».
Троицкий — единственный в Петербурге мост, который дополнительно разводится в праздник выпускников «Алые Паруса». В разводной пролет моста медленно и торжественно входит бриг с алыми парусами, символ праздничного вечера.
Эта традиция возникла в Ленинграде в конце 1960-х годов, прервалась в 1979 году и была возобновлена в 2005 году.
Ось Троицкого моста в своей северной части пересекает Пулковский меридиан.
На вершине моста есть точка, указывающая на середину переправы. Эту точку можно найти на перилах — там, где меняют наклон «волны» узора перильного ограждения.
Крыло разведенного Троицкого моста несколько раз превращалось в гигантский киноэкран площадью более 400 кв. метров. Летом 2008, 2013 и 2015 годов здесь проводился показ анимационных фильмов под открытым небом в рамках фестиваля «Мультивидение».
Сегодня, 29 мая 2018 года, исполняется ровно 115 лет со дня открытия Троицкого моста через реку Неву — одного из красивейших мостов Санкт-Петербурга.
СПб ГБУ «Мостотрест» от всей души поздравляет всех петербуржцев и гостей нашего города с этой знаменательной датой!