+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Ширина моста: 11,5 м

Водная преграда: р. Средняя Невка

Общая длина: 106,2 м

Год открытия: 1817 (деревянный), 1952 (современный)

Инженеры: В.В. Блажевич

1-й Елагин мост на карте

Характеристики моста

1-й Елагин мост через Среднюю Невку перекинут с Елагина острова на Каменный  остров и расположен в створе площади Старого театра. Длина моста 106,2 метра, ширина — 11,5 метра.

Это девятипролетное металлическое сооружение с разводным пролетом посередине. Разводной пролет однокрылый раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения. Состоит из двух металлических сварных балок, расположенных под тротуарами и связанных между собой балочной клеткой.

Устои моста обсыпные бетонные на естественном основании, конуса укреплены бетонными плитами. Промежуточные опоры — на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Опоры защищены от льда и навала судов свайными кустами.

Мост разводится не по графику, а по предварительным заявкам для пропуска маломерных судов. Разводка осуществляется с помощью электромеханического привода.

История моста

Мост стал первой из трех построенных в XIX веке наплавных переправ, ведущих на Елагин остров. Плашкоутный мост, соединивший берега Средней Невки в 1817 году, получил название по Елагину острову, который, в свою очередь, наименован по имени владельца — обер-гофмейстера императорского двора Ивана Перфильевича Елагина, внесшего большой вклад в обустройство острова.

В 1831 году на месте наплавного построили первый постоянный деревянный мост. Он был неразводным, девятипролетным, ригельно-подкосной системы. Проект разработали инженеры П.П. Базен и А.И. Мальте.

В 1880 году была проведена реконструкция моста, которая почти не изменила архитектурный облик переправы.

В 1908 году мост был полностью перестроен в дереве с разводным пролетом посередине. Разводное пролетное строение было двукрылое, раскрывающейся системы. Состояло из 4-х деревянных рам. Разводка моста производилась с помощью ручных лебедок. Устои моста состояли из деревянных свай и забирной стенки. Промежуточная опора — башенного типа на свайном основании. Покрытие на мосту было деревянное.

В 1931 году был произведен капитальный ремонт моста с сохранением прежней конструкции и свай основания.

В 1951-1952 годах мост был перестроен по проекту инженера Ленгипроинжпроекта В.В. Блажевича в девятипролетный, металлический балочно-разрезной системы с однокрылым разводным пролетным строением посередине. Постоянные пролеты перекрыты металлическими сварными двутавровыми балками, связанными попарно. 

В 1975–1976 годах переправу капитально отремонтировали по проекту инженера В.П. Кошкиной. Деревоплита на проезжей части и тротуарах постоянных пролетов заменена на железобетонные плиты, включенные в совместную работу главных балок. Отремонтирован деревянный настил на разводном пролете. Произведена окраска моста. Восстановлена обшивка опор и мощение конусов. Произведен ремонт свайных кустов.

В 1981 году был произведен ремонт механизмов разводного пролета.

В 1998 году силами СПб ГУП «Мостотрест» выполнена окраска пролетных строений моста, металлических опор и перильного ограждения, а также произведена замена деревянного настила на разводном пролете. В 1999 году в створе опор моста установили металлические охранные кусты взамен деревянных — эти работы выполнило ЗАО «Подводречстрой».

7 июня 2021 года 1-й Елагин мост был закрыт на капитальный ремонт. В ходе работ, продлившихся полтора года, было выполнено переустройство фундаментов промежуточных опор и балок пролетного строения; сооружены новые опоры и устои моста; заменены на новые сборные железобетонные плиты проезжей части; устроены деформационные швы, ливневая канализация, системы наружного освещения и энергоснабжения; отреставрированы элементы существующего металлического перильного ограждения. Генеральным подрядчиком работ выступило АО «ПО «Возрождение».

30 ноября 2022 года переправа была открыта после ремонта.

Дополнительная информация

Каменноостровский театр, расположенный у моста на Каменном острове, — памятник деревянного зодчества эпохи классицизма, единственный сохранившийся в России деревянный театр, построенный в 1827 году по проекту архитектора С.Л. Шустова.

С информацией о мосте, как объекте культурного наследия, также можно ознакомиться на сайте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга