+7 (812) 577-78-43
Уральский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 24,5 м
Водная преграда: р. Смоленка
Архитекторы: Л.А. Носков
Год открытия: 1716 (деревянный), 1974 (современный)
Инженеры: Е.А. Болтунова
Ширина моста: 31 м
Уральский мост на карте
Характеристики моста
Уральский мост перекинут через реку Смоленку в створе Уральской улицы и 8-й и 9-й линий, соединяя Васильевский остров с островом Декабристов. Длина переправы — 24,5 метра, ширина — 31 метр.
Мост однопролетный железобетонный рамной системы. Пролетное строение представляет собой трехшарнирную раму, ригель которой состоит из сборных унифицированных блоков с криволинейным очертанием нижнего пояса, а «ноги» рамы и ростверк опор – из монолитного железобетона. В замке обе части пролетного строения омоноличены железобетоном с образованием несовершенного шарнира. Фасады пролетного строения облицованы гранитом.
Устои моста — массивные, из монолитного железобетона, на свайном основании, облицованы гранитом.
Перильное ограждение металлическое простого рисунка. Тротуар отделен от проезжей части гранитным поребриком. Покрытие на проезжей части асфальтобетонное, на тротуарах – песчаный асфальт. С низовой стороны моста на левом берегу реки Смоленки — гранитный лестничный спуск к воде.
Мост украшают установленные на въездах гранитные обелиски круглого сечения с навершиями в виде позолоченных парусников.
История моста
Первый мост через реку Смоленку, которая тогда называлась Черной речкой, был перекинут здесь в 1716 году. Это была деревянная балочная переправа, которая вела с Васильевского острова в восточную часть острова Голодай (ныне остров Декабристов). Здесь в 1806 году были возведены склады для вина, и за этим местом закрепилось название Винный городок. В 1840-х годах улицу, продолжающую 8-ю и 9-ю линии, назвали Винным переулком, такое же имя получил и расположенный здесь мост. (По другой версии топоним «Винный» произошел в XVIII веке от располагавшегося на островке острога, где «по винам своим» отбывали наказания арестанты).
В 1860-х годах комплекс Винного городка передали Патронному заводу, Винный переулок переименовали в Уральскую улицу — по реке Урал и Уральскому региону с его многочисленными заводами и фабриками. Мост же оставался Винным до начала XX века.
Винный мост ремонтировали в дереве несколько раз: в 1841 году, в 1877 году и в 1883 году, когда на мосту был уширен судоходный пролет и окрашены перила.
В 1916 году мост перестроили в дереве — он стал трехпролетным балочным с деревянными опорами на свайном основании. В 1928 году переправу усилили для прокладки трамвайной линии, перекрыв средний пролет металлической двутавровой балкой и заменив деревянные перила металлическими.
В 1970-е годы на острове Декабристов началось жилищное строительство, увеличилось движение грузового транспорта, что вызвало необходимость переустройства деревянного моста.
В 1973-1974 годах по проекту инженера «Ленгипроинжпроекта» Е.А. Болтуновой и архитектора Л.А. Носкова деревянный мост перестроили в однопролетный железобетонный. На время реконструкции ниже по течению реки Смоленки, в створе 12-й и 13-й линии Васильевского острова, была наведена временная переправа, на которую перевели трамвайное движение.
В 2002 году с Уральского моста убрали трамвайные пути, отремонтировали гидроизоляцию и асфальтобетонное покрытие проезжей части.
Дополнительная информация
С мая 2018 года, после открытия моста Бетанкура через остров Серный, Уральский мост стал частью магистрали, ведущей с Западного скоростного диаметра на Петроградскую сторону и в центральные районы города.