+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Общая длина: 23,25 м

Водная преграда: р. Мойка

Архитекторы: П.П. Базен

Год открытия: 1825

Инженеры: Э.К. Клапейрон

Ширина моста: 15,26 м

1-й Инженерный мост на карте

Характеристики моста

1-й Инженерный мост перекинут через реку Мойку в том месте, где она вытекает из реки Фонтанки, напротив Михайловского (Инженерного) замка. Он соединяет остров Летний сад и Спасский остров.

Длина моста – 23,25 метра, длина по задним граням устоев – 25,4 метров, ширина — 15,26 метров, ширина по осям перил – 9,5метров, ширина по карнизам – 9,8 метров. Мост представляет собой однопролетную металлическую предварительно-напряженную рамную конструкцию с криволинейно очерченным ригелем и железобетонной плитой проезжей части. Устои – бутовой кладки на свайном основании.

Весь архитектурный декор моста  — фасады пролетного строения, торшеры с фонарями, решетка перильного ограждения — восстановлены по историческим рисункам. Мост входит в список  объектов культурного наследия России федерального значения.

История моста

Первая переправа в этом месте появилась в 1710-х годах после переустройства русла Мойки. Изначально река вытекала из болот в районе современного Михайловского сада. Речку спрямили, соединив каналом с Фонтанкой, и через канал перекинули деревянный разводной мост подъемного типа.

В начале 1740-х годов мост стал служить для сообщения с Летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны. Это не сохранившаяся до наших дней царская резиденция была построена по проекту Б.Ф. Растрелли на месте, где ныне расположен Михайловский (Инженерный) замок. По названию дворца получила имя и переправа —  Летний мост. Мост был перекинут через реку Мойку чуть ниже по течению, относительно своего нынешнего расположения, — прямо напротив главного входа в Летний сад.

В начале XIX века вдоль набережной Фонтанки был устроен сквозной проезд. В 1824–1825 годах здесь был сооружен новый металлический мост по проекту П.П. Базена и Э.К. Клапейрона. В проекте было применено типовое решение инженера В.И. Гесте. Новая переправа представляла собой однопролетное арочное сооружение, где пролетное строение выполнено из чугунных тюбингов, скрепленных между собой болтами. Авторы проекта Инженерного моста внесли усовершенствование в чертежи Гесте: в тюбингах были прорезаны отверстия овальной формы, что позволило облегчить конструкцию и сэкономить  металл. Тротуары были вынесены за пределы проезжей части на кронштейнах. Металлические конструкции были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе и на заводе К.Н. Берда в Санкт-Петербурге.

Мост был богато декорирован: фасады пролетного строения украшены накладными отливками из чугуна в виде античных щитов и шлемов, шестигранные фонари укреплены на торшерах в виде пучков копий, соединенных переплетающимися венками.

В 1826 году на мосту установили чугунную решетку, отлитую по проекту П.П. Базена. Узор перил составлен из рядов копий, расположенных между чугунными тумбами. Тумбы, увенчанные боевыми топориками, выполнены в виде ликторских пучков, на которых укреплены перекрещенные мечи и щиты с изображением головы Горгоны Медузы. 

Во второй половине XIX века Летний мост был переименован в Инженерный, по Инженерному (Михайловскому) замку, а затем в 1-й Инженерный.

Мост простоял около 120 лет, и в 1946 году движение по мосту было закрыто из-за просадки опор и прогрессирующих деформаций пролётного строения.

В 1952-1954 годах по проекту инженера Б.Б. Левина была произведена реконструкция моста. Вместо чугунного арочного моста был сооружен однопролетный металлический, предварительно-напряженный мост рамной конструкции. Усилены устои моста с добавлением в их основание наклонных свай с сохранением гранитной облицовки. Было восстановлено архитектурное оформление моста в прежнем виде.

В 1955 году по проекту архитектора А.Л. Ротача была произведена реставрация решеток перильного ограждения моста и восстановлены торшеры с фонарями.

В 1999 году произведена реставрация декора фасадов и перильного ограждения, демонтаж торшеров для реставрации и замена гидроизоляции. В 2002 году мост был снова отреставрирован.

В 2017 году с фасадов моста сняли сквозной фриз — он был поврежден из-за навалов судов. Фриз отремонтировали, но обратно устанавливать не стали, так как он сильно снижал судоходный габарит переправы.

Последний по времени капитальный ремонт переправы проведен в 2019 году. За 5 лет до этого, в 2014 году, мост был детально обследован специалистами ООО «МИЛ». Они пришли к выводу о неудовлетворительном состоянии и необходимости капитального ремонта моста с сохранением его генеральных размеров и основных элементов конструкции.

Ремонтные работы по проекту ГУП «Ленгипроинжпроект» были начаты в июне 2019 года. Они включали в себя замену железобетонной плиты и усиление ригелей пролетного строения, полную замену покрытия мостового полотна с устройством деформационных швов и окраску металлоконструкций с нанесением защитного слоя. Подрядчиком выступило ООО «Матис».

Отреставрировано перильное ограждение и гранитное убранство моста, а также все декоративные элементы, в том числе фонари. В мастерской их окрасили и позолотили гальваническим способом.

2 декабря 2019 года мост был тожественно открыт для движения транспорта и пешеходов.

Дополнительная информация

1-й Инженерный мост отличается богатым архитектурным декором. Интересно, что в 1827 году, узор решетки перильного ограждения моста повторил архитектор Л.И. Шарлемань при создании южной ограды Летнего сада.

Мост находится в непосредственной близости от Летнего сада и ансамбля Инженерного замка – последней резиденции и места убийства Павла I. В 1994 году на набережной реки Фонтанки рядом с 1-м Инженерным мостом появилась новая петербургская достопримечательность — бронзовая скульптура Чижика-Пыжика работы Резо Габриадзе.