+7 (812) 577-78-43
Пантелеймоновский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 43 м
Водная преграда: р. Фонтанка
Архитекторы: Л.А. Ильин
Год открытия: 1824 (цепной) , 1908 (металлический), 1914 (завершен архитектурный облик)
Инженеры: Вильгельм фон Треттер (цепной) , А.П. Пшеницкий (современный)
Ширина моста: 23,7 м
Пантелеймоновский мост на карте
Характеристики моста
Пантелеймоновский мост через Фонтанку соединяет остров Летний сад и Безымянный остров в Центральном районе Петербурга. Это однопролетная металлическая конструкция арочного типа длиной 43 метра и шириной 23,7 метра.
Конструктивная схема состоит из 12 двухшарнирных пологих арок с параллельными поясами и надарочными стойками, поддерживающими элементы проезжей части. Устои массивные каменные на свайном основании.
Перильное ограждение — чугунное художественного литья, оно представляет собой ряды дротиков с накладными щитами, которые декорированы воинской атрибутикой.
На въездах моста с обеих сторон установлены торшеры в виде пучков пик, перевитых венками и украшенных щитами с воинской атрибутикой. Каждый торшер венчает фигура двуглавого орла, а на кронштейне закреплен фонарь в виде усеченной восьмигранной пирамиды.
История моста
Впервые здесь был построен в 1725-1726 г.г. по проекту инженера Х. Фан Болеса деревянный мост-акведук, по которому подавали воду для питания фонтанов в Летнем саду. Акведук просуществовал до 1777 года и был разобран после наводнения, в результате которого фонтаны были разрушены.
В 1748-1749 г.г. здесь соорудили новый мост в стиле барокко по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.
В 1823-1824 г.г., в связи с перепланировкой района Марсова поля и Михайловского замка, был сооружен первый цепной мост через р. Фонтанку. Конструктивная схема представляла собой установленные на береговых опорах два высоких чугунных портала, через которые переброшены 5 рядов парных цепей. Являясь несущими элементами моста, они поддерживали деревянную конструкцию настила проезжей части посредством вертикальных цепей. Особенностью цепного моста были опоры, которые служили не только основными конструктивными элементами, но и были богато декорированы.
Порталы состояли из пяти чугунных колонн, увенчанных архитектурными элементами и ажурными ребрами в виде контрфорсов для придания устойчивости и жесткости всей висячей системе. Несущие цепи по ширине моста распределялись не равномерно, а в соответствии с принятой организацией движения транспорта и пешеходов. Мост был рассчитан на тяжесть1500 человек.
Мост исправно прослужил 83 года и был разобран в 1906 году из-за обрушения аналогичного цепного Египетского моста через р. Фонтанку, которое произошло в 1905 году.
В 1907–1908 годах на месте цепного моста был сооружен современный, однопролетный металлический, арочный мост. Конструктивная схема моста представляет собой сооружение, состоящее из 12 двухшарнирных пологих арок с параллельными поясами и надарочными стойками, поддерживающими элементы проезжей части, состоящие из металлических прогонов, поперечных балок и настила из лоткового железа. Устои массивные каменные на свайном основании. В 1908 году по мосту открылось движение.
Архитектурный облик Пантелеймоновского моста получил свое завершение лишь в июле 1914 года. По проекту архитектора Л.А. Ильина мост был богато декорирован в стиле ампир, как и соседние Инженерные мосты, а также ограда Летнего сада со стороны Мойки. Чугунные секции перил художественного литья представляют собой часто расставленные дротики с накладной арматурой из скомпонованных воинских атрибутов: перевитых лентами секир, пик, щитов. Торшеры в виде пучков высоких пик, перевитых посередине венками, украшенными накладными элементами воинской арматуры в виде овальных щитов с барельефами медуз на фоне переплетенных мечей античной формы. Фонари имеют форму усеченной восьмигранной пирамиды, подвешены к кронштейнам.
В 1925 г., в связи с празднованием 100-летия восстания декабристов, мост был переименован в "Мост Пестеля".
В 1953-1987 г.г. проводились различные реставрационные работы.
4 октября 1991 г. мосту вернули его первоначальное название "Пантелеймоновский".
В 2000 г. в рамках программы «Светлый город» была создана архитектурная подсветка моста.
В 2001–2002 годах выполнен капитальный ремонт, в ходе которого заменили изношенные металлоконструкции, гидроизоляцию и дорожное покрытие моста, отреставрировали фонари и перила, детали декора покрыли позолотой. По историческим фотографиям и чертежам восстановлены короны двуглавых орлов, венчающих торшеры.
Последняя по времени реставрация Пантелеймоновского моста проведена в августе–декабре 2017 года. По заказу СПб ГБУ «Мостотрест» восстановлена окраска и позолота металлоконструкций и декоративных элементов переправы.
Дополнительная информация
С ноября 1833 года по август 1834 года недалеко от моста в доме на Пантелеймоновской улице жил А.С. Пушкин с семьей. «В Санкт-Петербурге, у Цепного моста, против Пантелеймона, в доме г. Оливье», — такой адрес указан в его письмах к жене из Болдина осенью 1833 года.