+7 (812) 577-78-43
Юбилей Пантелеймоновского моста
120-летний юбилей в 2028 году отмечает новый Пантелеймоновский мост, перекинутый через реку Фонтанку в створе Пантелеймоновской улицы у южной границы Летнего сада.
История
В начале XVIII века здесь, у истока реки Мойки, находился лодочный перевоз. Выше по течению Фонтанки на плане Санкт-Петербурга 1705 года можно разглядеть мост-плотину — здесь стояло водовзводное колесо, снабжавшее водой фонтаны Летнего сада. Плотина мешала судоходству по Фонтанке, и вскоре ее разобрали. На более поздних картах этой переправы уже нет.
История Пантелеймоновского моста восходит к 1725–1726 годам, когда по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса здесь был сооружен деревянный мост-акведук. Вода к фонтанам Летнего сада подавалась по Лиговскому каналу, который начинался на юго-западе у реки Лиги (ныне Дудергофка) и заканчивался искусственным бассейном на углу Бассейной улицы (ныне Некрасова), откуда по трубам поступала в Летний сад.
В 1748–1749 годах акведук перестроили по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. Это было изящное строение в стиле барокко, декорированное лепниной. Оно служило также и пешеходным мостом.
Осеннее наводнение 1777 года разрушило фонтаны Летнего сада и повредило акведук. По приказу Екатерины II фонтаны восстанавливать не стали, акведук окончательно демонтировали.
Почти полвека моста в этом месте не было. Только 26 мая 1823 года Александр I распорядился построить большой мост через Фонтанку «против Инженерного департамента (у Летнего сада)». Проект цепной переправы разработал инженер Вильгельм фон Треттер. По его мнению, «цепные мосты обладают такой легкостью и элегантностью, которых нельзя достичь при других конструктивных системах». Строительством руководил инженер В.А. Христианович.
Мост был однопролетным, длиной 43 метра, шириной — 10,7 метров. Чугунные береговые опоры крепились к устоям, возведенным на свайном основании. На опорах с обеих сторон установлены высокие порталы, каждый — из пяти чугунных колонн с ажурными ребрами-контрфорсами. Через порталы переброшены пять рядов парных цепей, которые с помощью вертикальных цепей поддерживали деревянный настил. Опоры, фриз и карниз моста были богато декорированы золотым орнаментом в египетском стиле.
Это был первый в России висячий мост для проезда экипажей. Ежедневно через него проходило около 8000 человек и проезжало около 900 экипажей. Мост называли и Цепным, по конструкции, и Пантелеймоновским, по расположенной неподалеку церкви и одноименной улице.
В 1862 году переправу отремонтировали, заменив все подвесные стержни и балки, а также металлические перила.
В 1906 году Пантелеймоновский мост разобрали (поводом послужила катастрофа на переправе аналогичной конструкции — 20 января 1905 года обрушился Египетский мост через Фонтанку) и соорудили временный деревянный подкосной системы.
В 1907 году началось строительство нового металлического однопролетного арочного моста по проекту инженера А.П. Пшеницкого (первоначально принятый проект Г.Г Кривошеина и В.П. Апышкова отвергла Академия художеств). В 1908 году по нему открыли движение, однако мост был пока без архитектурного декора, с деревянными перилами. Все та же Академия Художеств не утвердила чертежи металлических перил, заявив, что «мотивы решеток скорее характера балконного, чем мостового».
Архитектурный облик Пантелеймоновского моста получил свое завершение лишь в июле 1914 года. По проекту архитектора Л.А. Ильина мост был богато декорирован в стиле ампир, как и соседние Инженерные мосты, а также ограда Летнего сада со стороны Мойки.
В 1925 году, к 100-летию восстания декабристов, Пантелеймоновский мост переименовали в мост Пестеля. Историческое название ему вернули 4 октября 1991 года.
Реконструкции и ремонты
Пантелеймоновский мост сохранил свой архитектурный облик до наших дней.
В 1932 году булыжную мостовую заменили на клейнпфлястер, металлические конструкции и решетку окрасили. В 1954–1957 и 1982–1984 годах проводилась реставрация декоративных элементов переправы.
В 2001–2002 годах выполнен капитальный ремонт, в ходе которого заменили изношенные металлоконструкции, гидроизоляцию и дорожное покрытие моста, отреставрировали фонари и перила, детали декора покрыли позолотой. По историческим фотографиям и чертежам восстановлены короны двуглавых орлов, венчающих торшеры.
Последняя по времени реставрация Пантелеймоновского моста проведена в августе–декабре 2017 года. По заказу СПб ГБУ «Мостотрест» восстановлена окраска и позолота металлоконструкций и декоративных элементов переправы.
Характеристики моста
Пантелеймоновский мост через Фонтанку соединяет остров Летний сад и Безымянный остров в Центральном районе Петербурга. Это однопролетная металлическая конструкция арочного типа длиной 43 метра и шириной 23,7 метра.
Конструктивная схема состоит из 12 двухшарнирных пологих арок с параллельными поясами и надарочными стойками, поддерживающими элементы проезжей части. Устои массивные каменные на свайном основании.
Перильное ограждение — чугунное художественного литья, оно представляет собой ряды дротиков с накладными щитами, которые декорированы воинской атрибутикой.
На въездах моста с обеих сторон установлены торшеры в виде пучков пик, перевитых венками и украшенных щитами с воинской атрибутикой. Каждый торшер венчает фигура двуглавого орла, а на кронштейне закреплен фонарь в виде усеченной восьмигранной пирамиды.
Пантелеймоновский мост относится к объектам культурного наследия регионального значения.
Информация для туристов
Рядом с Пантелеймоновским мостом, по правому берегу реки Фонтанки, расположены такие знаменитые достопримечательности Северной Столицы, как Летний сад с Летним дворцом Петра I и уникальной коллекцией скульптур, Инженерный (Михайловский) замок и Марсово поле.