+7 (812) 577-78-43
Пикалов мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 24,5, длина по задним граням устоев — 26,8 м
Водная преграда: Канал Грибоедова
Архитекторы: А.Л. Ротач (реставрация)
Год открытия: 1785
Инженеры: Л.Н. Соболев, Р.Р. Шипов (реконструкция)
Ширина моста: 10,4, ширина по карнизу – 10,8 м
Пикалов мост на карте
Характеристики моста
Пикалов мост расположен на пересечении Крюкова канала с каналом Грибоедова в нижнем его течении. Он соединяет Коломенский и Покровский острова через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Это трехпролетное сооружение длиной 24,5 метра. Длина моста по задним граням устоев — 26,8 метров, ширина по осям перил — 10,4 метра, ширина по карнизу – 10,8 метров. Пролетное строение железобетонное плитное балочно-разрезной системы, фасады облицованы металлическим листом.
Мост освещают 4 овальных фонаря типа «Вашингтон», укрепленные на кронштейнах, торшерами служат гранитные обелиски, расположенные на промежуточных опорах.
Перильное ограждение — легкая металлическая решетка простого рисунка, на открылках — гранитные парапеты. Дорожное покрытие асфальтобетонное, тротуары на открылках – из гранитных плит.
История моста
Мост сооружен в 1783-1785 годах и назван так по фамилии строившего его подрядчика. Проект моста являлся типовым, по которому строили все переправы в этой части Санкт-Петербурга. Мост был трехпролетный с деревянным пролетным строением на каменных опорах. Центральный пролет был первоначально подъемный, затем заменен на постоянный. На средних опорах за пределами перил установлены гранитные обелиски с фонарями на фигурных пьедесталах, завершенных «шишками».
В 1905 году деревянные балки были заменены металлическими клепанными неразрезной системы. Проезжая часть была деревянная. Перильное ограждение представляло собой легкие решетки из круглого железа.
Устои и промежуточные опоры – каменные, на свайном основании, облицованы гранитом. Автор проекта неизвестен.
Пикалов мост повторяет образцы мостов, построенных в то же время, что Аларчин и Мало-Калинкин. В начале XX века, в связи с пуском в городе трамвая, они были реконструированы, а Пикалов мост сохранил свой первоначальный облик.
В 1953 году по проекту архитектора А.Л. Ротача были восстановлены кронштейны с овальными фонарями типа «Вашингтон», а в 1969 году – позолота «шишек» на гранитных обелисках.
В 1982-1984 годах мост капитально отремонтировали. Были усилены свайные основания опор и устоев. Заново переложено «тело» устоев и опор с восстановлением гранитной облицовки. Металлическое трехпролетное неразрезное строение заменено на железобетонное плитное балочно-разрезной системы. Фасады пролетного строения облицованы металлическим листом. Перильное ограждение, гранитные обелиски и фонари восстановлены в прежнем виде.
В 1993 году в ходе ремонтных работ были воссозданы фонари «Вашингтон».
Дополнительная информация
Пикалов мост знаменит тем, что с него хорошо просматриваются одновременно семь других переправ: Могилевский, Красногвардейский, Ново-Никольский, Смежный, Старо-Никольский, Кашин и Торговый мосты. К настоящему времени Пикалов мост является единственной переправой в этой части города, в целом сохранившей свой исторический облик с 1780-х годов.
Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.