+7 (812) 577-78-43
Певческий мост
Категория: Автомобильные мосты
Ширина моста: 72 м
Водная преграда: р. Мойка
Общая длина: 39,65 (по задним граням устоев) м
Год открытия: 1834 (деревянный), 1840 (чугунный)
Архитекторы: О.Р. Монферран (деревянный), Е.А. Адам (чугунный)
Певческий мост на карте
Характеристики моста
Певческий мост через реку Мойку расположен у Дворцовой площади напротив здания Государственной каппелы им. М.И. Глинк, он соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Его длина по задним граням устоев составляет 39,65 метров, ширина — 72 метра. Это четвёртый по ширине мост в Петербурге после Синего, Аптекарского и Казанского.
Мост металлический однопролетный арочный на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой. Поверх чугунной конструкции для усиления моста установлено железобетонное пролетное строение. Тротуар от проезжей части отделен чугунным ограждением. Перила чугунные ажурные художественного литья.
История моста
Первый деревянный мост в этом месте был сооружен в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана. Он предназначался для прохода войск на Дворцовую площадь, где 30 августа 1834 года состоялся парад по случаю открытия Александровской колонны. Новая переправа вошла в число «цветных» мостов через реку Мойку: наряду с уже существовавшими на тот момент Красным, Зеленым и Синим, этот мост назвали Желтым, покрасив перила в соответствующий цвет. Позднее Желтый мост переименовали в Певческий по расположенной рядом Придворной певческой капелле.
В 1839-1840 годах деревянный мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный по проекту инженера Е.А. Адама, который был последователем практики сооружения чугунных мостов на малых водотоках по конструктивной схеме, разработанной инженером В.И. Гесте. 24 ноября (6 декабря) 1840 года состоялось торжественное открытие переправы. Первым по мосту проехал в экипаже сам император Николай I.
В мае 1841 года мост был закрыт в связи с повышением мостовой на 2 вершка у съездов с моста для уменьшения крутизны.
В 1871 году мостовая была починена. В 1937 году проезжая часть моста была заасфальтирована. В 1969 году произведены работы по реставрации перил моста. В 1997 году осуществлен ремонт фасадных листов пролетного строения с верховой и низовой сторон.
С ноября 2003 по август 2004 года мост впервые за 164 года своего существования был подвергнут капитальному ремонту. В ходе ремонта при помощи буровых свай были усилены деформированные опоры моста, укреплены чугунные блоки арочного свода (в которых были выявлены трещины), выправлена геометрия деформированного свода, а также восстановлены утраченные чугунные декоративные элементы фасадов моста. Для усиления грузоподъемности поверх чугунного свода было устроено мощное железобетонное пролётное строение, по которому проложена новая проезжая часть. На проезжей части моста устроен островок безопасности площадью около 400 м², вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника, обнаруженного в ходе ремонта под слоями асфальта при разборке проезжей части.
Дополнительная информация
Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Существует петербургская легенда о том, как было принято решение о строительстве моста. До 1834 года в этом месте существовал лодочный перевоз. В одном из домов на левом берегу Мойки в то время жил граф Юрий Александрович Головкин, дальний родственник царствующей фамилии Романовых. По преданию, однажды, направляясь на прием к царю и садясь в лодку, он оступился и искупался в реке. На другой день Николай I посетил графа с высочайшим визитом, пожелал ему здоровья и объявил свою волю, «чтобы на месте, где случилось вчерашнее приключение, был выстроен мост в предупреждение могущих повториться подобных случаев». Эта легенда известна со слов секретаря графа Головкина М.М. Михайлова и историческими фактами не подтверждается.