+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Певческого моста


185-летний юбилей 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 2025 года отмечает чугунный Певческий мост, перекинутый через реку Мойку в створе Дворцовой площади.

История

Первый деревянный мост в этом месте был сооружен в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферррана. Он предназначался для прохода войск на Дворцовую площадь, где 30 августа 1834 года состоялся парад по случаю открытия Александровской колонны. Новая переправа вошла в число «цветных» мостов через реку Мойку: наряду с уже существовавшими на тот момент Красным, Зеленым и Синим, этот мост назвали Желтым, покрасив перила в соответствующий цвет.

Деревянный Желтый мост был косым в плане.

Желтый мост на картине Григория Чернецова «Часть панорамы Дворцовой площади, снятой с лесов Александровской колонны», 2-я четверть XIX века (мост виден справа). Государственный Эрмитаж

В 1840 году на месте деревянного моста соорудили чугунный по проекту инженера Е.А Адама, который использовал типовое техническое решение, ранее разработанное инженером В.И. Гесте и уже использованное при строительстве Зеленого, Большого Конюшенного и других мостов через Мойку. Новый мост представлял собой однопролетное арочное сооружение из чугуна. Пролетное строение было выполнено из 329 чугунных тюбингов клиновидной формы, скрепленных между собой болтами.

Типовой чертеж чугунных арочных мостов через реку Мойку, В.И. Гесте, 1807 год

Желтый мост переименовали в Певческий по расположенной рядом Придворной певческой капелле.

24 ноября (6 декабря) 1840 года состоялось торжественное открытие переправы. Первым по мосту проехал в экипаже сам император Николай I.

Певческий мост в 1900 году, фото Карла Буллы

Реконструкции и ремонты

В мае 1841 года мост впервые отремонтировали: чтобы сделать его более пологим, уровень мостовой у съездов повысили на два вершка (около 9 см). В том же году комиссия провела обследование моста, и тут выяснилось, что 50 болтов и 27 гаек, скреплявших тюбинги, были украдены.

В 1871 году произведен ремонт мостовой, а в 1937 году проезжую часть заасфальтировали. В 1969 году отреставрировали перильное ограждение. В 1997 году отремонтировали фасады пролетного строения с обеих сторон.

К 2003 году Певческий мост простоял 163 года без капремонта. Обследования переправы выявили деформацию устоев и свода, трещины в чугунных тюбингах и другие признаки износа. С ноября 2003 по август 2004 года мост был закрыт на реконструкцию. Ремонтные работы выполнены по проекту института «Стройпроект» силами ЗАО «Трест Ленмостострой».

В ходе реконструкции были усилены устои и свод моста, укреплены чугунные блоки и выправлена геометрия арочного свода. Восстановлены утраченные за годы эксплуатации чугунные декоративные элементы.

Проезжую часть покрыли асфальтом, а в центре был устроен 20-метровый «островок», вымощенный историческим камнем, который строители обнаружили при ремонте под слоями асфальта. Это розово-серый кварцито-песчаник с Бруснинского месторождения на Онежском озере, когда-то покрывавший всю поверхность моста.

18 августа 2004 года переправа была торжественно открыта после реконструкции.

Открытие Певческого моста после ремонта. Источник: https://www.fontanka.ru/2004/08/18/87687/

Открытие Певческого моста после ремонта. Источник: https://www.fontanka.ru/2004/08/18/87687/

Характеристики моста

Певческий мост через реку Мойку соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Его длина по задним граням устоев составляет 39,65 метров, ширина — 72 метра. Это четвёртый по ширине мост в Петербурге после Синего, Аптекарского и Казанского.

Мост металлический однопролетный арочный на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой. Поверх чугунной конструкции для усиления моста установлено железобетонное пролетное строение. Тротуар от проезжей части отделен чугунным ограждением. Перила чугунные ажурные художественного литья.

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Перила Певческого моста. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pevchesky_railing.jpg

Информация для туристов

Певческий мост расположен в самом «сердце» исторического центра Петербурга. На левом берегу Мойки у моста стоит здание Государственной академической капеллы, построенное в 1886–1889 годы по проекту  архитектора Леонтия Бенуа. На правом берегу с моста открывается вид на Дворцовую площадь.

Существует петербургская легенда о том, как было принято решение о строительстве моста. До 1834 года в этом месте существовал лодочный перевоз. В одном из домов на левом берегу Мойки в то время жил граф Юрий Александрович Головкин, дальний родственник царствующей фамилии Романовых. По преданию, однажды, направляясь на прием к царю и садясь в лодку, он оступился и искупался в реке. На другой день Николай I посетил графа с высочайшим визитом, пожелал ему здоровья и объявил свою волю, «чтобы на месте, где случилось вчерашнее приключение, был выстроен мост в предупреждение могущих повториться подобных случаев».

Эта легенда известна со слов секретаря графа Головкина М.М. Михайлова и историческими фактами не подтверждается.

Вид на Главный штаб со стороны Мойки. Литография Петра Иванова с рисунка В.С. Садовникова, 1833 год, моста еще нет. Государственный Эрмитаж

Певческий мост в проекте «Мосты Петербурга»