+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Старо-Никольский мост

Россия, Санкт-Петербург
Старо-Никольский мост

Ширина моста: 20,4 м

Водная преграда: Крюков канал

Общая длина: 31,6 м

Год открытия: 1786 (деревянный), 1906 (современный)

Инженеры: А.П. Пшеницкий, К.В. Ефимов, В.А. Берс

Старо-Никольский мост на карте

Характеристики моста

Старо-Никольский мост перекинут через Крюков канал в створе Садовой улицы, соединив Спасский и Покровский острова. Это трехпролетное сооружение длиной 31,6 метра и шириной 20,4 метра, предназначенное для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов.

Пролетное строение металлическое балочно-неразрезной системы состоит из 8 стальных двутавровых балок с криволинейным очертанием нижнего пояса, объединённых поперечными балками. В среднем пролете балки имеют криволинейное, вогнутое снизу очертание для увеличения судоходного габарита. По верху балок устроена железобетонная плита. Устои и речные опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой.

Тротуары вынесены на консоли и отделены от проезжей части высоким гранитным парапетом. Перильное ограждение металлическое, художественной ковки со сложным рисунком.

История моста

 

Крюков канал прорыли в первой половине XVIII века. Сначала он соединял Неву и Мойку, а в 1780-х годах был продолжен до реки Фонтанки. В 1784-1787 годах вместе с сооружением гранитных набережных через канал перекинули шесть одинаковых мостов по типовому проекту. Это были трехпролетные сооружения с деревянным балочным пролетным строением и средним разводным пролетом подъемного типа, на каменных опорах с гранитной облицовкой. Одним них стал построенный в 1786 году мост, построенный в створе Садовой улицы. Он был назван Никольским по расположенному  поблизости Никольскому морскому собору.

Согласно некоторым источникам, новую переправу первоначально называли Перешивкин мост, по расположенному рядом питейному дому (другие источники приписывают это название соседнему Пикалову мосту через канал Грибоедова). С 1849 года за переправой закрепилось название Старо-Никольский мост, в отличие от соседнего Ново-Никольского моста через Екатерининский канал.

В 1805-1810 годах подъемную часть моста ликвидировали. В 1842 году при очередном ремонте были заменены перила, сняты фонари.

В 1887 году Старо-Никольский мост перестроили в дереве, в связи с расширением  Садовой улицы и прокладкой конной железной дороги (конки). Балки пролетного строения заменили двойными по высоте прогонами на шпонках, переложили устои и промежуточные опоры. Работы по перекладке опор производились в сухом котловане — русло канала перегородили деревянными перемычками и  посредством насосов откачали воду. На время перестройки моста рядом соорудили временную деревянную переправу. 11 октября 1887 года мост был торжественно открыт в присутствии градоначальника, городского Головы и членов Управы, которые после освящения моста совершили пробный рейс в вагоне конки.

В начале XX века конку на улицах Петербурга сменил электрический трамвай, и мостам потребовалась реконструкция. В 1905–1906 годах деревянный Старо-Никольский мост был перестроен по проекту инженеров А.П. Пшеницкого, К.В. Ефимьева и В.А. Берса. Пролетное строение выполнено из металлических клепаных балок, опоры и устои моста переложены и уширены, в результате чего ширина моста увеличилась с 13,6  метров до 20,2 метров. Новая металлическая решетка перил с растительным орнаментом, стала украшением переправы. 21 сентября 1906 года Старо-Никольский мост был принят в эксплуатацию.

В 1988 году на мосту разобрали диабазовое мощение проезжей части и уложили асфальтобетонное покрытие с заменой гидроизоляции.

В 1994-1995 годах произведен ремонт металлоконструкций карниза, тротуарных консолей и балочной клетки пролетного строения.

В 2004 году был выполнен капитальный ремонт моста, включивший в себя работы по ремонту пролетного строения с заменой поврежденных коррозией элементов, устройство железобетонной плиты проезжей части, реставрацию перильного ограждения, ремонт примыкающей к мосту гранитной облицовки набережной и другие работы. 21 октября 2004 года переправа была открыта после реконструкции.

Дополнительная информация

Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России регионального значения и находится на учете Комитетf по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Рядом со Старо-Никольским мостом расположено историческое здание Никольского рынка, построенное в 1787–1789 годах в стиле классицизм.