+7 (812) 577-78-43
Юбилей 2-го Лаврского моста
45-летний юбилей отмечает в 2026 году 2-й Лаврский мост, перекинутый через реку Монастырку по оси Лаврского проезда. В 1981 году здесь открылась современная переправа, ставшая первым в Ленинграде мостом из клееной древесины.
История
История переправы восходит к середине XVIII века, когда через Черную речку (так в то время называлась река Монастырка), возле Александро-Невской лавры, перекинули простой деревянный мост балочно-подкосной системы. Первое его название было — Садовый, по монастырским садам, раскинувшимся по левому берегу реки.
Переправу неоднократно ремонтировали в дереве и несколько раз переименовывали. В 1830 году мост перестроили в однопролетное арочное сооружение с пролетным строением из пяти дощато-гвоздевых арок с надарочным строением из брусьев. Устои моста были массивные из кирпичной кладки на свайном основании, покрытие проезжей части дощатое, а ограждение — брусчатое. С тех пор мост сохранял свою конструкцию почти неизменной на протяжении 150 лет.
Переправа сменила несколько имен. На планах Петербурга XIX века мост последовательно обозначен как 2-й Александровский, Экономический и Конюшенный. Свое современное название он получил на рубеже XIX и XX веков, вслед за переименованием Монастырского моста в 1-й Лаврский. Названия обоим мостам даны по Александро-Невской лавре.
Реконструкции и ремонты
После войны мост пришел в ветхое состояние и с 1950 до 1980 года использовался как пешеходный.
В 1980 году переправу разобрали и к 1981 году на ее месте построили новый однопролетный деревянный арочный мост по проекту инженера института «Ленгипроинжпроект» Б.Э. Дворкина, архитектора В. М. Иванова и инженера «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») З.Г. Васильевой.
При сооружении переправы впервые в ленинградском мостостроении была применена инновационная технология изготовления конструкций из клееной древесины. Арки пролетного строения выполнены из сосновых досок, склеенных между собой синтетическим клеем на основе эпоксидной смолы. Конструкции были изготовлены на заводе «Красный Октябрь» в г. Архангельск.
Крепкие кирпичные устои моста были сохранены, их лишь укрепили железобетоном.
Строительные работы производило РСУ «Ленмосттреста».
Характеристики моста
2-й Лаврский мост перекинут через реку Монастырку в створе Лаврского проезда, ведущего от площади Александра Невского на территорию Александро-Невской лавры. Переправа соединяет Безымянный и Монастырский острова и предназначена для автомобильного и пешеходного движения. Мост косой в плане, угол косины — 15°.
Длина моста – 35,8 метров, ширина – 10,4 метров. Мост однопролетный деревянный арочный с ездой поверху. Пролетное строение — шесть арок из клееной древесины, которые соединяются с продольными балками мостового полотна посредством деревянных схваток.
Устои моста — кирпичная кладка на свайном основании, усиленная железобетонной рубашкой. Перила — металлические сварные решетки простого рисунка. На въездах установлены четыре металлических торшера со стилизованными фонарями классической формы.
Информация для туристов
2-й Лаврский мост соединяет территорию Александро-Невской лавры с некрополями Государственного музея городской скульптуры.
На правом берегу реки Монастырки недалеко от моста расположено Тихвинское кладбище, известное как Некрополь мастеров искусств. Здесь покоятся поэт Е.А. Баратынский и писатель Ф.М. Достоевский, композиторы П.И. Чайковский, М.И. Глинка и Н.А. Римский-Корсаков, пианист А.Г. Рубинштейн, художники И.Н. Крамской, Б.М. Кустодиев и А.И. Куинджи, скульптор П.К. Клодт, режиссер Г.А. Товстоногов и многие другие всемирно известные петербуржцы.