+7 (812) 577-78-43
Юбилей Кокушкиного моста
80-летний юбилей отмечает современный Кокушкин мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе Столярного переулка. В 1946 году здесь, на месте старого деревянного моста, открылась металлическая переправа.
История
История Кокушкина моста берет свое начало в XVIII веке, когда по руслу речки Глухой (другое название — Кривуша) был проложен канал, названный Екатерининским. Река вытекала из болот южнее истока реки Мойки, в районе нынешней площади Искусств, и впадала в реку Фонтанку.
Первая переправа на месте нынешнего Кокушкина моста была отмечена на планах Санкт-Петербурга еще в середине XVIII века.
Во второй половине XVIII века, в годы царствования Екатерины II, Глухую речку перестроили в канал по проекту инженера И.М. Голенищева-Кутузова. Берега были одеты в гранит, а канал назвали Екатерининским. Тогда же в створе Столярной улицы (ныне Столярный переулок) соорудили однопролетный деревянный балочный мост на каменных устоях, облицованных гранитом.
В 1779 году мост назвали Кокушкиным по фамилии купца Василия Кокушкина, дом которого располагался по левому берегу Екатерининского канала. На некоторых планах города он обозначен «Какушкин мост».
Реконструкции и ремонты
Кокушкин мост несколько раз ремонтировали в дереве. Так, в 1872 году переправу перестроили, при этом ее конструкция и архитектурный облик сохранились прежними. В таком виде мост простоял до 1946 года.
В первом послевоенном году на месте деревянного Кокушкина моста соорудили новый, металлический, по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект» — инженера Б.Б. Левина и архитектора Л.А. Носкова.
Характеристики моста
Кокушкин мост расположен в створе Столярного и Кокушкина переулков, соединяя Казанский и Спасский острова. Это однопролетный металлический мост длиной 21,3 метра и шириной 13,7 метров. Пролетное строение состоит из 8 клёпаных двутавровых балок со сплошной стенкой, по верху которых уложена железобетонная плита проезжей части. Фасады пролетного строения декорированы литыми чугунными барельефами.
Устои моста — из монолитного железобетона на свайном основании, выдвинуты в русло канала и облицованы гранитом. Покрытие проезжей части — диабазовая брусчатка, на тротуарах — асфальтобетон. Перильное ограждение — чугунное художественного литья.
Информация для туристов
Кокушкин мост можно назвать одним из самых «литературных» мостов Санкт-Петербурга — он многократно фигурирует в произведениях и биографиях русских классиков.
Самое известное упоминание моста — в эпиграмме А.С. Пушкина 1829 года на иллюстрацию А.В. Нотбека к отрывку из романа «Евгений Онегин»:
«Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись … о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мсье Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой».
В 1829–1831 годах у Кокушкина моста на углу Столярной улицы и набережной Екатерининского канала жил Н.В. Гоголь. Здесь он работал над циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это место упоминается в повести «Записки сумасшедшего».
Также с Кокушкина моста начинается действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».