+7 (812) 577-78-43
Юбилей Моста Степана Разина
Двойной юбилей отмечает в 2024 году мост Степана Разина, перекинутый через Обводный канал по оси улицы Степана Разина. 110 лет — первой переправе и 45 лет — современному железобетонному мосту.
История
Мост Степана Разина — последний по счету, от истока к устью, из 23 мостов через Обводный канал (включая железнодорожные мосты).
Западная часть Обводного канала между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом была прорыта в 1769–1780 годах по проекту инженера Л.Л. Карбонье. Восточная часть построена 1805–1833 годах под руководством инженеров И.К. Герарда, а затем П.П. Базена и Б.П.Э. Клапейрона. В середине XIX века Обводный канал служил южной границей Санкт-Петербурга.
Первая переправа в месте расположения нынешнего моста Степана Разина появилась только в 1914 году. Он соединил Лифляндскую и Эстляндскую улицы и получил название по одной из них — Эстляндский мост.
В 1923 году Эстляндский мост переименовали по находившемуся поблизости пивоваренному заводу и одноименной улице — в мост Стеньки Разина. 22 февраля 1939 года всем трем объектам присвоили более официальное название — в честь Степана Разина, предводителя Крестьянской войны в России 1670–1671 годов.
По конструкции первый мост был деревянным трехпролетным, балочно-подкосной системы, на деревянных опорах, с деревянными перилами. В таком виде с незначительными ремонтами он простоял 65 лет.
Реконструкции и ремонты
Мост Степана Разина, расположенный в промышленном районе города, постепенно перестал справляться с возросшими транспортными нагрузками. В 1977–1979 годах он был полностью перестроен по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект», инженера А.Д. Гутцайта и архитектора В.М. Иванова. Мост стал однопролетным железобетонным.
Характеристики моста
Мост Степана Разина перекинут через Обводный канал в створе улиц Степана Разина и Лифляндской в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Длина переправы — 45,5 метров, ширина — 20,4 метров. По конструкции мост представляет собой однопролетное железобетонное сооружение, пролетное строение выполнено в виде трехшарнирной рамы. Устои — из монолитного железобетона на свайном ростверке. «Ноги» рамы и устои моста облицованы гранитом. Перильное ограждение — металлическая решетка простого рисунка.
Информация для туристов
Главная достопримечательность поблизости от моста — комплекс зданий бывшего завода им. Степана Разина, старейшего пивоваренного предприятия в Санкт-Петербурге.
Завод основан в 1795 году под покровительством императрицы Екатерины II. Его хозяином был англичанин Ной Казалет. В 1848 году его сын, Петр Казалет, объединил капиталы со своим главным конкурентом — Федором Кроном. Предприятие получило название Калинкинский пивоваренный завод (по существовавшей раньше в этих местах ижорской деревне Kallina).
К 1914 году Калинкинский пивоваренный завод стал крупнейшим в Российской империи, он производил до 5,5 млн. ведер пива в год. В 2013 году предприятие закрылось. В бывшем административном здании завода на ул. Степана Разина, 9, расположен Музей истории пивоварения.