+7 (812) 577-78-43
Пресса о нас
Ночная жизнь Литейного моста Петербурга
25.05.2017
Прошло уже 50 лет с момента масштабной реконструкции Литейного моста в Санкт-Петербурге, знаменитого тем, что крыло его разводного пролета является самым тяжелым в мире. Оборудование, установленное еще в конце 60-х годов прошлого века, по-прежнему находится в рабочем состоянии, а сам мост работает как часы. В честь юбилейной даты специалисты «Мостотреста» показали, как за пару минут поднять пролет моста весом свыше трех тысяч тонн.
Второй постоянный мост через Неву
Литейный мост стал вторым постоянным мостом через Неву в Санкт-Петербурге. Сегодня ему уже 138 лет, в 1879 году он был построен на месте наплавного Воскресенского моста, который с 70-х годов XVIII века находился немного выше по течению, в створе Воскресенского проспекта, а затем был перенесен к Литейному проспекту.
В апреле 1865 года наплавной мост был сорван во время бурного ледохода, поступило предложение соорудить постоянную переправу. В 1869 году на заседании Городской Думы было принято решение о строительстве нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной. Победил проект инженер-полковника А.Е. Струве и инженер-капитана А.А. Вейса, который предусматривал шесть пролетов с поворотным крылом у левого берега Невы. Закладка новой переправы состоялась 30 августа 1875 года.
Ширина шестипролетного Литейного моста составляла 24,5 метра, ширина разводного пролета — 19,8 метра, масса металлических пролетных строений — 5902 тонны. Разводной пролет был поворотным, в то время это был прорыв в развитии мостостроения. Сначала конструкция приводилась в движение ручным механизмом силой бригады из восьми человек, а потом появилась водяная турбина мощностью 35 лошадиных сил, она была присоединена к городскому водопроводу. Такая система была единственной в мире, пролет разводился за 20 минут.
Необходимость реконструкции
В 1964 году завершилась реконструкция Волго-Балтийского водного пути, что потребовало более удобного сообщения по Неве. Литейный мост необходимо было перестроить, что и произошло в период 1966-1967 годов. В процессе реконструкции перестроили верхнюю часть опор, установили новые металлические пролетные строения. Также перестроили огромный устрой у разводного устоя, на который опиралась прежняя конструкция, чтобы придать мосту гармоничный архитектурный облик. Прочные дубовые сваи опор было решено не менять — их просто обрамили железобетоном.
Старый поворотный разводной пролет заменили раскрывающимся и переместили ближе к центру, где Нева глубже, оборудовали его современным гидравлическим приводом. Разводной пролет стал длиннее и тяжелее, а сам обновленный мост стал шире на 10 метров. Работы завершились в 1967 году, а надежность обновленной переправы испытали на прочность танками. 1 ноября движение по мосту открылось.
С момента реконструкции прошло уже 50 лет, но, как заверяет главный инженер СПб ГБУ «Мостотрест» Андрей Балашов, мост по-прежнему находится в рабочем состоянии. «Гидравлика, электрооборудование и механизмы исправны и готовы обеспечивать разводку и наводку моста. По отдельным элементам проводятся работы, но вопроса о закрытии моста на ремонт или реконструкцию не стоит. Возможно, это придется сделать лет через 20. В среднем, металлоконструкции могут прослужить до 150 лет, гидравлика — 100 лет при правильном уходе и обслуживании», — отмечает Андрей Балашов.
За состоянием моста тщательно следят, проводят необходимые ремонтные и профилактические работы в межнавигационный период. Так, в этом сезоне были заменены трубы по откачке воды из котлована, проводилось общее обслуживание вплоть до разборки некоторых насосных установок. Как отмечает начальник смены Литейного моста Игорь Павельев, работающий здесь с 1998 года, сложность заключается в том, что мост — это не производство, все тяжелые механизмы, и многое приходится делать вручную.
Процесс разводки моста
Литейный мост знаменит тем, что крыло его разводного пролета является самым тяжелым в мире, его вес составляет 3225 тонн. С помощью гидравлического оборудования и шести операций на пульте бригада механиков поднимает пролет за две-четыре минуты.
Процессу разводки предшествуют подготовка механизмов, оборудования, перекрытие движения по мосту, чем занимается специальная бригада охранников. Во время разведенного положения моста ведется мониторинг конструкций, и механики не сидят без дела.
За десять минут непосредственно до разводки моста производится запуск насосных установок, чтобы они прогрелись. Их вводят в работу постепенно, чтобы не было гидроудара. В этот момент на мониторе появляется информация о наличии напряжения в насосах и давлении управления. Компьютер также сравнивает текущую разводку моста с предыдущей и показывает, одинаково она проходит или нет. Если неодинаково, значит, что-то не так.
В разводке задействуется четыре насоса, всего же их на мосту восемь. Насосы — это сердце моста. Как говорит Игорь Павельев, у Литейного моста в сердце восемь клапанов. «Насосы были изготовлены в 63-65 годах, некоторые уже “перебирались”. Например, в одном лопнул подшипник. Но у насосов еще не выработана и половина ресурсов, поскольку время их работы непродолжительное - по восемь минут в день. Часов они немного накрутили, у них, скорее, уже усталость по металлу наступает», — говорит Игорь Павельев, отмечая, что каждый год насосы настраивают, проверяют их производительность.
Руками моста Игорь Павельев называет цилиндры. Штоки, которые выходят из цилиндров, и поднимают разводной пролет. Одни цилиндры тянут, другие — толкают. Давление здесь может достигать достаточно большой величины, система рассчитана на 100 атмосфер. В цилиндрах такого давления нет, но предохранительные клапаны настроены на 95 атмосфер.
«Вся техника работает с 1965 года, с момента реконструкции. Для повышения надежности разводки моста проводятся некоторые усовершенствования. Самое больное место у всех гидравлических мостов — это трубопроводы. Если он порвется, мост будет достаточно сложно развести, а быстро устранить протечку при большом давлении сложно. Для этого недавно были установлены вентили, разделяющие трубопровод на две части, что в случае поломки трубопровода всё же позволит развести мост», — говорит начальник смены.
Мифы и легенды
С Литейным мостом связано много городских легенд. Например, есть предание, что на месте переправы находился «мост-оборотень», под которым в безлунные ночи образовывался черный водоворот, затягивающий людей, а из самого водоворота вылезала нечистая сила. Еще по одной легенде на дне Невы лежит ритуальный камень, где в древности приносили жертвы. Камень связывают со множеством погибших рабочих на строительстве моста в 1870-е годы.
Но Игорь Павельев в эти легенды не верит, и вот уже практически 20 лет трудится на Литейном мосту. А легенды могут быть связаны с тем, что Литейный мост построен на самом глубоководном и сложном участке Невы, где глубина достигает 24 метров, а дно здесь покрыто слоем илистой глины.
Технические характеристики современного моста
Мост по-прежнему состоит из шести пролетов, его длина составляет 394,3 метра, а ширина — 34,6 метра. Длина разводного пролета составляет 55,4 метра, масса — 3325 тонн. При разводке моста он поднимается под углом 67 градусов.